Швейцария у многих ассоциируется с красивой природой, прекрасными уголками, и надёжной банковской системой.
Очередным гостем рубрики Kun.uz «Узбеки за рубежом» и проекта Uzbek.Life стал узбекистанец Жалолиддин Хушвактов, обучающийся в магистратуре Женевского университета.
- В начале беседы расскажите о себе. Где вы сейчас учитесь?
- Я – обычный узбекский парень из честной, верующей, средней семьи интеллигентов. Сейчас учусь в магистратуре Женевского университета Швейцарии.
Мой отец – врач, мать – учительница. У них не было возможности заниматься научной работой, поэтому они всегда старались создать все условия для нашего образования, поддерживали нас.
Я окончил бакалавриат химического факультета Национального университета Узбекистана. Во время учёбы стал победителем нескольких международных и республиканских олимпиад. Потом получил возможность продолжить учёбу в магистратуре Женевского университета Швейцарии при поддержке фонда Каримова.
Следует отметить, что фонд Каримова – не просто организация, финансирующая наши расходы, но и как вторая семья, готовая поддержать в любых условиях.
Сейчас я пишу магистерскую научную работу по применению кофейных отходов в пищевой сфере в ZHAW (Zurich University of Applied Science).
- Чем отличается здешний образовательный процесс от Узбекистана? Что вам понравилось в образовании Швейцарии?
- Честно говоря, я – не специалист в сфере образования, и не могу сказать, что наблюдаю за всеми изменениями, происходящими в образовании Узбекистана, но, на своём примере я постараюсь ответить на ваш вопрос.
На первый взгляд, нет большой разницы, парты те же, столы те же, и уроки – те же самые, всё почти одинаково. Внешне всё похоже, но отношение совершенно другое. Занятия построены на двусторонних интересах: профессор с удовольствием делится новшествами в сфере, в которой он проводит исследования, а студенты работают над собой, чтобы стать высококвалифицированными специалистами.
Далее хочу перечислить аспекты, которые мне понравились.
- Академическая свобода. Больше всего мне понравилась свобода, предоставляемая студентам.
К примеру, у меня во время учёбы появилась возможность учиться и повышать квалификацию в различных высших учебных заведениях (EPFL, Копенгагенский университет, ZHAW). Университет поддерживает вас в любых условиях. Правила очень просты, а основной целью является подготовка хороших специалистов.
- Академическая среда. В университете создана прекрасная среда для учёбы.
Под средой подразумевается не здание университета или материально-техническая база, а отношение студентов к учёбе. Во время занятий практически все студенты стараются максимально законспектировать лекции, в библиотеках полно народу, в лабораториях проводятся различные исследования. Всё это меня очень вдохновило.
Честно говоря, студенты здесь – не «ботаники» (занимающиеся учёбой в ущерб личной жизни), они учатся только по плану, а в свободное время очень хорошо отдыхают.
- Среда в лабораториях. Когда я работаю в лаборатории, иногда расходую реактивы сверх плана, но коллеги никогда не говорят: экономь, ты тратишь слишком много. Наоборот, говорят: не думай о реактивах, наша задача – создать для тебя условия, если нужны будут реактивы, которых нет в нашей лаборатории, скажи, мы закажем. Они всегда стараются поддержать.
Один мой друг всегда экономил реактивы, хотя их можно использовать, сколько угодно. Я спросил у него, почему он так делает, а он ответил: «Если я проведу своё исследование в меньшем объёме, получу одинаковые результаты, но так получится меньше отходов в природе».
- Экзамены. Экзамены здесь настолько трудные, что полное усвоение всех тем не гарантирует успешную сдачу экзамена, этого недостаточно.
Перед первыми экзаменами я был очень уверен. Я пришёл на первый экзамен с намерением получить 6 (максимальную оценку), а после экзаменов подумал: хоть бы не опозориться, и получить проходной балл.
К следующим экзаменам я готовился по максимуму, но моей главной целью было сдать экзамен. На последнем экзамене даже задумался: я ещё не готов сдавать экзамен по этому предмету, может, мне ещё подготовиться и летом пересдать?
- Контент уроков. Основной контент уроков составлен из новшеств в сфере, опубликованных статей. Во время занятий профессора стараются предоставить как можно больше информации по теме. Сначала мне было трудно адаптироваться к новой системе, мой мозг просто «отключался» и прекращал анализировать.
Я записывал на диктофон все слова профессоров, чтобы получше усвоить тему, потом, перед экзаменами прослушал всё это, и понял до конца.
- Посещаемость. Студенты приходят на занятия не для того, чтобы не получить «н/б», а для получения интересной информации по теме.
Конечно, говорить, что все приходят из интереса, было бы преувеличением, но, студент, пропустивший занятие, точно знает, что потом, для успешной сдачи экзамена, ему придётся усвоить тему, другого выхода нет. Я всегда предпочитаю посещение занятий специалистов сферы самостоятельному изучению новой темы.
- Социальная защита. В университете обращают большое внимание на социальную защиту студентов: обеспечение общежитием, поиск работы, социальная помощь во время пандемии.
В университете существует программа – 1 час на 1 квадратный метр. Согласно этой программе, студентам предоставляется возможность жить с семьями, где есть пожилые люди и нужна помощь. 4 месяца я жил у замечательной 93-летней женщины, мне предоставили комнату площадью 16 квадратных метров, соответственно, я должен был уделить хозяйке время 16 часов в месяц. Мне нужно было поливать цветы, ходить на рынок, выводить её на прогулку, а один час в неделю, в пятницу с 7 до 8 – общаться.
Ещё один интересный момент. Когда я пришёл в первый день для заключения контракта, пожилая женщина взяла карандаш и начала подсчитывать. Потом она сказала, что каждый мой час, выделяемый на неё, стоит 30 долларов, и, если в течение месяца я потрачу больше установленного времени, мы выполним перерасчёт. Я очень удивился её честности.
Сейчас мы занимаемся только лабораторными работами. Во время пандемии многое изменилось.
- Вы работаете, чтобы покрыть свои ежедневные расходы?
- Конечно, как только я приехал, у меня появился интерес заработать деньги. Университет также помогает в поиске работы. На сайте университета регулярно публикуются подходящие рабочие места для студентов (готовить уроки со школьниками, присматривать за детьми, обслуживание и др.). Я не очень хорошо знал французский язык, поэтому часто получал отказ.
Честно говоря, если сейчас мне предложат работу, не связанную с моей сферой, я не буду работать. Слава богу, на средства, выделяемые фондом Каримова, можно хорошо жить, иногда путешествовать, и этого вполне хватает на другие потребности.
- В целом, каковы «плюсы» и «минусы» здешней жизни?
- О достоинствах здешней жизни можно говорить долго, но, по-моему, главное – это личное развитие. Среда – учёба, жизнь, люди и другое, подталкивает вас к размышлениям о разных вещах, это прекрасная школа для развития личности.
Когда я только что приехал сюда и увидел доброту, открытость, жизнерадостность людей, готовность помочь в любое время, я даже обиделся на себя: неужели я настолько плохой человек. А самый большой минус заключается в том, что родители, близкие и друзья находятся далеко.
- Каковы ваши планы после окончания учёбы в Швейцарии?
- Сейчас я направил основное внимание на химическую промышленность. После накопления достаточного опыта в сфере, я планирую открыть в Узбекистане предприятие по производству пищевой продукции, а при предприятии – исследовательский центр.
Интересно, что, когда я в Швейцарии впервые зашёл в магазин, почти 80-90 процентов продуктов для меня были новыми. Я обошёл весь магазин и купил только некоторые овощи, молоко, яйца и хлеб. Хочу сказать, что в области продуктов питания рынок Узбекистана практически пуст, а то, что есть – в основном, импортируется, поэтому я хочу развивать свою сферу и внести хотя бы небольшой вклад в процветание страны.
Беседовал Йигитали Махмудов
перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова