«Хоть бы у детей всё сложилось иначе» - рассказ семьи, жизнь которой проходит в хождениях по мукам

Общество 20:44 / 28.03.2021 8954

Глава семьи Махмуд Рахимов рассказал о пережитом.

«Встаю в 05:00 утра, разжигаю печку, выхожу на работу. Часто, не позавтракав, иду на биржу рабочих, на Куйлюк. Когда прихожу пораньше, людей там мало, и работу найти легче. Иногда работы не бывает, стою там и жду до 15-16:00. Потом возвращаюсь домой. Если жена ещё не вернулась с работы, готовлю детям еду. Детей закрываем в этой комнате. Когда утром мы с женой уходим, запираем их, потому что во дворе есть овцы хозяина дома. К тому же, рядом аэропорт, железная дорога, канал, мало ли чего, мы боимся.

Иногда работа бывает 10 дней подряд, а бывает, что по 10-15 дней остаёмся без работы. Во время карантина работы почти не было. Получить подённую работу тоже не легко, надо действовать с нахрапом, со скандалом. На Куйлюке после обеда собирается до 2 тысяч рабочих. Когда бывает работа, зарабатываю по 300-500 тысяч в неделю. А иногда и на хлеб денег нет. На Куйлюке есть знакомый продавец, я постоянно покупаю у него хлеб, поэтому он даёт мне в долг. Вчера тоже взял в долг буханку хлеба. Копить у нас не получается, едва сводим концы с концами. Когда общаюсь с другими парнями-рабочими, они говорят то же самое: платят за аренду жилья, тратятся на еду, и заработанные деньги кончаются. А на другой день снова выходят на работу.

Моя цель – заработать на жильё, чтобы у детей был свой дом. Не хочу, чтобы потом кто-то унижал их из-за того, что им негде жить. Мечтаю оформить прописку в паспорте, взять 1-2 сотки земли и построить там дом, ради будущего детей. Пусть они тоже учатся, и их жизнь сложится иначе. Хочу, чтобы старшая дочь стала врачом, а сын – милиционером».

Его супруга, Асал Умирова также рассказала о сложностях подённой работы:

«Мы работаем на улице, как говорится, что бог подаст. Встаю рано утром, отправляю мужа на работу, иногда идём вместе. Часто говорю мужу, чтобы он шёл пораньше, может, повезёт, и найдётся хорошая работа. Я тоже хожу на Куйлюк, иногда там бывает работа. Когда работы нет, жду там до 15-16:00. Мы, в основном, занимаемся домашней работой. Когда работа тяжёлая, зарабатываем 100-120 тысяч сумов, когда полегче – 70-80 тысяч сумов. Обычно работа бывает раз в 3-4 дня.

Почти у всех женщин-подёнщиц нет дома, нет работы. На Куйлюке собираются сотни женщин. Мы тоже хотели бы иметь постоянную работу, получать зарплату. Не хотим ходить по улице, как бродяги, да мы от них уже ничем и не отличаемся. Там, где работаем, относятся к нам свысока».

Их трое детей вот уже год не ходят в школу. У них нет прописки в Ташкенте, поэтому ни в одну школу их не принимают. Поэтому дети сидят целый день взаперти.

«Когда ухожу на работу, запираю детей. Старшая дочь присматривает за младшими. По утрам готовлю им еду, разжигаю печку, до нашего прихода дом отапливается. Старшая дочь и сын ходили в школу до второго класса. Дочери – 11 лет, сыну – 10, младшей дочери – 7 лет. Старшая дочь училась вместе с сыном в одном классе, пошла в школу на год позже. Мы жили на квартире, поэтому у нас не было постоянной или временной прописки. Поэтому дети не могли ходить в школу. Из-за проблем с пропиской в махалле нас постоянно выгоняли из съёмного жилья. Приходилось даже ночевать на улице. Неделю жили за рынком. Потом нашли это жильё, живём здесь уже год.

Я хотела устроить детей в школу, но директор нас не принял из-за прописки. Заставляю их читать книги. До нашего прихода они читают, смотрят телевизор. Потом, когда прихожу с работы, выпускаю их на улицу. А на другой день всё повторяется снова.

Мы поженились в 2009 году. С тех пор у нас нет жилья, скитаемся по съёмным квартирам. В 2017 году, после создания портала президента, мы сразу же обратились туда по поводу жилья. Одно время мы жили в Янгиюле, где родился мой супруг, но председатель махалли выгнал нас из-за отсутствия прописки. Потом жили в шалаше на краю поля. Куда только не обращались. Приходили представители Министерства юстиции, изучили наши условия. Они пообещали помочь нам, обманули, и заставили подписать письмо, как будто бы наша проблема решена положительно. Потом привели нас в полуразрушенный дом в Янгиюле. Представитель министерства дал нам бумагу и сказал: «Напишите о том, что поживёте здесь 10 дней, а потом уйдёте, и подпишитесь». Муж не согласился, потому что, чем переезжать туда-сюда, уж лучше было остаться в шалаше.

Они любыми путями хотели добиться, чтобы мы ушли из этого шалаша. Наложили штраф, мы промолчали. Потом уже, не зная, что делать, они напугали нас тем, что оштрафуют фермеров. Тогда фермеры попросили нас уйти, чтобы у них тоже не было проблем, вот мы и остались на улице».

По словам главы семьи, после этого, они более двух месяцев прожили на предприятии по расфасовке льда. Потом работа кончилась, и они нашли съёмное жильё в Сергелийском районе. Там тоже долго не прожили, снова возникла проблема с пропиской. Пришли правоохранители (посбоны) из махалли, и потребовали уйти. Затем семья переехала в район Паркентского рынка. Там повторилось всё то же самое. Представители махалли выгоняли их из съёмного жилья, чуть ли не взашей. Но им было некуда идти, поэтому оставались там.

После этого, семье пришлось найти пристанище на открытом пространстве на рынке Куйлюк, где стоят тачки. Глава семьи Махмуд ака арендовал тачку и возил её на рынке. По его словам, в конце дня он не сдавал тачку, как остальные, потому что она служила кровом для его семьи, защищала от осадков. В общем, чего только они не повидали.

Вот так и проходят дни этой семьи, в хождении по мукам. Сейчас семья Махмуда ака живёт в заброшенном дворе между Мирабадским районом и Куйлюком. Хозяин дома требует, чтобы они съехали. Семья мечтает о таких элементарных для многих вещах, как крыша над головой, чтобы дети ходили в школу. Человек своим трудом может достичь всего, и это правда, но, в случае наших героев неустанный труд приносит средства, которых едва хватает на оплату жилья и пропитание. Мы ни в коем случае не хотим разжалобить вас, просто, каждый день, когда вы просыпаетесь у себя дома, не забывайте о том, что многие об этом только мечтают. По возможности, помогите таким людям ….

Мухаббат Мамирова, корреспондент Kun.uz,
оператор – Нуриддин Нурсаидов

 перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Больше новостей