«В Узбекистане до сих пор сохранились элементы советской педагогики» - беседа с учителем из Иштыхана, преподающим в Германии

Общество 20:40 / 19.03.2021 8133

В рубрике «Узбеки за рубежом» и проекте Uzbek.Life Kun.uz организован цикл бесед с нашими соотечественниками, достигшими определённых успехов за границей. На этот раз гостем проекта стал Камолиддин Бедиев, наш соотечественник, живущий в Германии. Он работает учителем начальных классов в одной из немецких школ.

Расскажите о том, как вы приехали в Германию, и что стало причиной?

В конце 90-х-начале 2000-х я учился в Узбекском университете мировых языков по направлению немецкой филологии. Человек, изучающий иностранный язык, обязательно хочет увидеть страну, где живут носители этого языка. У меня в студенческие годы тоже было такое желание, то есть, поехать в Германию и учиться там. В 2003 году я приехал в Германию и поступил в магистратуру по специальности коммуникации и язык Берлинского технического университета. После окончания учёбы искал работу в обоих государствах. В Германии работа нашлась быстрее, поэтому я остался здесь.

Почему вы выбрали именно сферу педагогики?

Я родился в Иштыханском районе Самаркандской области, окончил там среднюю школу. Считаю, что заинтересовался профессией учителя ещё во время учёбы в общеобразовательной школе №51 Иштыханского района. У нас в школе хорошо преподавали немецкий язык, поэтому я его полюбил. Кроме того, ученики нашей школы всегда занимали призовые места на районных и областных олимпиадах, и эта среда, также оказала своё влияние. Моя мать и дяди также были учителями, поэтому атмосфера в семье подтолкнула меня к учёбе.

Насколько отстаёт педагогика Узбекистана от образования в развитых странах?

Ситуацию в Узбекистане невозможно сравнивать с педагогикой развитых государств. Потому что различия очень велики. В течение более чем 70 лет мы были в составе бывшего Советского Союза, и до сих пор сохранились элементы советской педагогики. Верно, мы получили независимость 30 лет назад, за это время были составлены государственные образовательные стандарты, принят закон об образовании, и произошли значительные изменения. Но мы не можем сравнивать этот рост с развитыми государствами, в частности, с Германией.

Ведётся масштабная работа по обновлению системы образования. К примеру, создаются президентские школы, специализированные школы, я, как простой педагог, приветствую эти дела. Но пока ещё есть очень много проблем, ждущих своего решения. По моим наблюдениям, строится много новых школ, но у них только красивый фасад, а качество образования остаётся низким.

Считаю, что нужно серьёзно пересмотреть систему повышения квалификации учителей, преподающих детям, систему педагогических университетов. То есть, если будущий педагог получил хорошее образование в университете, овладел современными знаниями и обучен новым образовательным технологиям, в школе он сможет передать изученное своим ученикам. В этом плане, неплохо было бы пересмотреть и методику преподавания.

До сих пор в школах Узбекистана учитель играет главную роль, всё решает учитель. Нужно это изменить. Если учитель будет не авторитарным лицом, решающим всё, а больше модератором, образование станет более современным. Повышение активности учащихся при организации учебного процесса, во-первых, повлияет на получение знаний, а также, ребёнок не только получит больше уверенности в себе, но и сможет принимать решения по социальным или групповым вопросам.

Остановлюсь на образовании в Германии. Здесь 1-6 классы называются начальными, и их усвоение подразумевает следующую ступень. Потом ученики переходят в другие школы. Те, у кого оценки получше – направляются в гимназию, а у кого похуже – в другие школы. Ученик, попавший в гимназию, обучается там до 12 класса. Оценка, которую он получит на последнем выпускном экзамене Abitur, решит его будущее. То есть, если он хочет поступить в университет, в зависимости от рейтинга Abitur, он принимается в престижные университеты по направлениям медицины, правоведения, экономики. Здесь система налажена так, что вступительных экзаменов в вузы не бывает. Судьбу детей решают школьные оценки.

Известно, что в Узбекистане много говорится о коррупции в системе высшего образования, на вступительных экзаменах. Возможно, нужно попробовать систему Германии для эксперимента. Поскольку, если сделать акцент на школьном образовании, и направлять в вузы в зависимости от интересов, по результатам выпускных экзаменов, мы сможем достичь желанного роста в образовании. Но для этого, как я уже говорил выше, нужно кардинально пересмотреть качество образования в педагогических вузах.

В целом, мы готовы к принятию передового опыта системы образования Германии. Считаю, что это принесёт пользу Узбекистану. Целесообразно было бы не опираться на опыт какого-то государства и копировать его, а адаптировать системы образования, передовой опыт различных государств под нашу страну, и ввести их, учитывая наше воспитание, сформировавшееся издревле.

Можно ли сказать, что в Германии сформировалась узбекская диаспора? Чем она отличается от США, России или Турции?

В Германии в каком-то смысле сформировалась узбекская диаспора. До этого периода иностранцы приезжали сюда только для учёбы или научной деятельности. Правительство Германии разрешает студентам, успешно окончившим университеты, искать здесь работу в течение 18 месяцев. После этого разрешается работать на основе трудового договора, и остаться в стране. Поэтому здесь очень мало трудовых мигрантов, в отличие от Казахстана, Турции, России или США. Здесь сформировалась своеобразная академическая диаспора. Но, с 2021 года, увеличился спрос на трудовом рынке Германии, поэтому в миграционное законодательство внесли изменения, согласно которым, можно приехать в Германию без обучения в вузах, к примеру, врачам, социальным работникам, и в целом, специалистам сфер, где требуется рабочая сила. Единственное требование – нужно знать немецкий язык. Тогда будет предоставлено право работы на основе требований, установленных законодательством. Существуют особые основания для принятия такого решения. В Германии низкая рождаемость, поэтому на трудовом рынке очень высокий спрос. Особенно, специалисты в сфере медицины могут приехать в Германию и продолжать здесь свою деятельность, так как они очень востребованы.

Что касается узбекской диаспоры, они живут в основном в больших городах: в Берлине, Франкфурте, Мюнхене и Кёльне. Они, наряду с местным населением, создали узбекско-немецкое общество, и это очень радует. В каком-то смысле, это делается, чтобы дети, родившиеся от узбеков, переехавших сюда, сохранили узбекскую культуру, обычаи и традиции. Как я уже говорил выше, переселенцы здесь являются, в основном, академической диаспорой.

Что вам дала Германия?

В первую очередь, знания. Расширилось моё мировоззрение, я открыл для себя большой мир. Мы живём здесь с женой, работаем, дети учатся в государственных школах, но мы никогда не забываем свои корни, раз в год приезжаем в Узбекистан, проводим время в кругу родственников. Дома тоже говорим по-узбекски. Вместе с тем, нужно многому научиться от немецкого народа. К примеру, ответственный подход к любой работе, отсутствие халатности, выполнение работы в установленный срок. Если вы сделали какую-то ошибку, они вам об этом говорят и дают советы. Считаю, что это стоит перенять.

Чего ожидали соотечественники от визита президента в Германию, и что осуществилось?

В январе 2019 года наш президент побывал с визитом в Германии. Это запомнилось нам как одно из значимых событий. Потому что мы впервые лично пообщались с главой государства. Беседа затянулась дольше установленных 15 минут, мы познакомились поближе. В ходе встречи президент призвал наших соотечественников вносить вклад в развитие Узбекистана, даже находясь на расстоянии. «Вы учились в одном из самых развитых государств мира, живёте здесь с семьями. У вас есть возможность вдали от Родины вносить свой вклад в развитие Узбекистана» - сказал Шавкат Мирзиёев. Это вдохновило собравшихся соотечественников.

Известно, что после прихода к власти Мирзиёева, отношение к соотечественникам за рубежом изменилось. Увеличилось количество совместно реализуемых проектов, многие уже реализованы. Как и некоторые соотечественники, в 2020 году я был награждён медалью «Шухрат».

Какую практическую работу в сфере вы ведёте совместно с Узбекистаном? Что бы вы предложили для развития страны?

По инициативе президента Узбекистана создана всемирная ассоциация молодёжи Узбекистана. Эта организация объединяет молодых исследователей, профессоров и студентов из различных государств. Я сейчас являюсь представителем Германии в этой ассоциации.

Кроме того, стараюсь найти наших соотечественников в Германии, призвать их к установлению тесных связей с Узбекистаном, внести хотя бы небольшой вклад в развитие страны. Повторюсь, узбекская диаспора в Германии – это академическая диаспора, среди них есть известные профессора, учёные, эксперты в своих сферах. Считаю, что их опыт пригодится в сферах, не развитых в Узбекистане.

Осуществление этой работы во время пандемии стало ещё более актуальным. Мы организовываем онлайн-вебинары, и проводим интересные занятия для студентов и молодых учёных. Через ассоциацию и посольство я призвал бы к сотрудничеству различные университеты, потому что такие вебинары должны быть более длительными и регулярными, основная проблема заключается в этом. По-моему, такие вебинары принесут пользу как университету, так и студентам.

Наряду с этим, я поставил перед собой цель установить прочную связь между университетами и лучшими специалистами в сфере. Возможно, появится возможность дать им звание «почётных профессоров». Они получают очень большую зарплату в Германии, а у Узбекистана нет возможности платить им столько. Исходя из этого, нужно выбрать оптимальный путь для обеих сторон. Потому что наши соотечественники тоже стремятся как-то помочь родине.

Для служения Родине не обязательно находиться там. Можно вносить вклад в её развитие, будучи в любой точке мира. К примеру, я буду счастлив, если хоть немного поспособствую развитию с помощью вышеуказанных проектов. Многие говорят о проблемах, но лишь единицы могут предоставить их решение, основанное на анализе. Нужно пользоваться услугами таких людей для будущего.

Беседовал Йигитали Махмудов

 перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова

Больше новостей