Нигина Жураева родилась в городе Ташкенте. Сейчас обучается в университете OsloMET столицы Норвегии Осло, по направлению педагогики.
В начале беседы она рассказала о причинах отъезда в Норвегию.
«Мой отец в 2004 году уехал в Норвегию на учёбу. После учёбы он продолжил работу в Норвегии. Когда мне было 14 или 15 лет, отец предложил мне приехать в Норвегию, и я с радостью согласилась. С детства я мечтала увидеть мир, подружиться с иностранцами. Приехав сюда, я сначала училась на курсах норвежского языка, а потом в High School. Люблю работать с детьми, поэтому выбрала педагогическое направление университета OsloMET. Это – одно из самых авторитетных высших учебных заведений страны. Здесь созданы все условия для студентов. Но образование – только на норвежском языке, здесь очень мало иностранных студентов.
- Как относятся к педагогике и к учителям в Норвегии?
- В Норвегии учителя очень ценятся, правительство их всячески поддерживает. К примеру, норвежский учитель на свою зарплату может приобрести автомобиль Tesla. Здесь все стараются достичь результата своим трудом, по-честному. Наверное, поэтому в системе образования здесь нет понятия «найти подход к преподавателю».
Честно говоря, в Норвегии обеспечены права не только учителей, но и всех граждан. Они чувствуют поддержку государства, и это очень отрадно. Главное, даже простой рабочий может достаточно обеспечить свою семью, и поехать в путешествие за границу в течение года.
В целом, для норвежцев очень важно равновесие между работой и семьёй. Иногда они предпочитают семью работе. В свою очередь, работодатели это прекрасно понимают, и создают для работников все необходимые условия и льготы. К примеру, 5 недель отпуска в год. Если у вас есть дети, до достижения ими 8-10 месяцев выплачивают полную зарплату. Если останетесь без работы, правительство окажет вам материальную помощь.
- Каков характер норвежцев?
- Из своих наблюдений могу сказать, что норвежцы – прекрасный народ. Человеку, только что приехавшему в страну, здешние места могут не понравиться. Потому что с норвежцами быстро подружиться не получится. Им нужно время, чтобы они привыкли к вам. Но если они подружатся с вами, по-моему, лучше друзей не найти. Они очень правдивые, верные и открытые люди.
- Знают ли норвежцы об Узбекистане?
- Честно говоря, не очень. Поскольку у нас не налажены межправительственные связи. Это, в свою очередь, создаёт некоторые сложности для узбеков, проживающих здесь. К примеру, из-за обычной визы приходится ездить в Москву. Я хотела бы, чтобы в Норвегии открыли наше посольство.
- Как вы думаете, какие инновации из Норвегии можно внедрить в Узбекистане?
- Конечно, обращать внимания на инновации – это хорошо. Но я считаю, что до этого нам нужно решить фундаментальные проблемы. Я стараюсь наблюдать за изменениями и новостями, происходящими в Узбекистане, через Интернет-издания. Зимой в электронных СМИ растет количество материалов о проблемах с электричеством и газом в регионах. Также, обещания, данные несколько лет назад об увеличении скорости Интернета в 10 раз, так и остались обещаниями. Илон Маск собирается покорять Марс, а у нас в стране – такие проблемы, и это очень обидно.
Что касается Норвегии, здесь нет излишней бумажной волокиты. К примеру, даже для регистрации брака можно подать заявление через Интернет. Кроме того, норвежцы собираются до 2025 года вывести из обращения бумажные деньги.
У меня много целей и планов на будущее. Одна из них – вернуться в Узбекистан, открыть там частную школу и применить полученные знания.