Ветки вместо столбов, дети, пьющие воду из арыков, мост, который держится «на честном слове» - проблемы в махалле «Кушчинор» Хатырчинского района

Общество 16:08 / 16.01.2021 3617

Население махалли, расположенной за 70-75 километров от областного центра, страдает не только от отсутствия природного газа или бездорожья. Их тревожат ещё около десяти других проблем.

От безысходности налоги оплачиваются по повышенным ставкам

В ходе беседы авторы обращения отметили, что они платят налоги на землю и имущество больше, чем в соседнем кишлаке. Поскольку, территория махалли «Кушчинор» на основании постановления Кабинета Министров №68 от 13 марта 2009 года была отнесена к категории посёлка городского типа. Но мы убедились, что в этом кишлаке нет соответствующих возможностей и инфраструктуры, дабы назвать его посёлком городского типа.

«Света нет, газа нет, дорог нет, но налоги платим как в посёлке городского типа, 420 тысяч в год. А в соседнем кишлаке платят 310 тысяч сумов. У нас ничего нет, но платим на 100 тысяч больше. Получаем пенсию и платим налоги вовремя. Но очень обидно платить лишний налог ни за что ни про что» - говорит Курбонбой Носиров.

Жители рубят деревья для отопления домов

В 1979 году в кишлаке провели газ. С 2010 года он перестал поступать, и в 2014 году его полностью отключили, а большую часть трубопровода отрезали.

«На самом деле трубопровод для газа провели за счёт средств людей. В 2014 году у нас отключили газ. Но после 2014 года в других местах района провели газ за счёт средств государства. У нас в кишлаке есть готовые трубы, а они проводят в другие места, без труб. Как это понимать?» - сетует один из аксакалов кишлака Умаркул Пулатов.

Жительница Насиба Бозорова отметила, что во дворе не осталось деревьев, их все срубили для отопления дома, и сожгли как дрова, а ещё в махалле нет детского сада.

Кушчинарцы боятся ветра

Жители населения боятся ветра. Большинство столбов на улицах сделаны из тополей, кустарным способом. Если вдруг подует сильный ветер, вполне вероятно, что они рухнут. По словам граждан, даже для домов, построенных 30-40 лет назад, до сих пор не установили бетонные столбы.

Курбонбой Носиров рассказал о проблеме со светом.

«Мне скоро 60 лет, 40 лет назад я построил дом, и до сих пор нам не установили столб для света. Пользуемся тополями, ивами. От ветра они могут упасть. Бывали и несчастные случаи, 3-4 дома сгорели» - рассказал он.

В махалле есть ещё одна проблема с электроэнергией: определённая часть кишлака подключена к Самаркандской, а другая часть – к Навоийской линиям. В части, подключённой к Самаркандской линии, бывают перебои с электроэнергией по 12 часов в сутки. А ведь трансформаторы, принадлежащие региональным электрическим сетям обеих областей, расположены рядом.

Житель кишлака Умрзок Каримов сообщил, что для подключения кишлака к Навоийской линии нужно всего 10 метров кабеля. Если это возможно, улучшится энергоснабжение около 500 домов. Он отметил, что из-за отсутствия света не смог посмотреть обращение президента.

Мост, который держится «на честном слове»

Жители махалли «Кушчинор» вынуждены ходить в больницу в соседний кишлак. Поскольку у них нет своей поликлиники. Ближайший пеший путь, связывающий два кишлака, проходит через мост. А если поехать вокруг, нужно платить 5-10 тысяч сумов.

Этот мост, построенный много лет назад путём хашара, пришёл в негодность в результате селя. Нужно проявить недюжинную смелость, чтобы пройтись по этому мосту.

Шерали Шоназаров сказал по этому поводу следующее: «По этому мосту приходится ходить и работникам больницы, и пациентам. А если не идти через этот мост, нужно потратить 10 тысяч сумов в день, поехать на такси. У нас есть женщины, которые получают зарплату 500-600 тысяч сумов. Неужто они будут тратить эти деньги на проезд? Мы несколько раз обращались в соответствующие ведомства по данному вопросу. Приходят, снимают видео, а результата никакого».

По его словам, аксакалы кишлака прибавляют к своим молитвам: «Дай Бог, чтобы мост не рухнул, когда по нему будут идти люди».

Люди пьют воду из замусоренного канала

Шерали Шоназаров добавил, что люди, стоя на мосту, который вот-вот рухнет, набирают воду из протекающего канала, и употребляют её. По его словам, иногда в канале, превратившемся в свалку, проплывают и трупы различных животных. Некоторые пользуются подземной водой.

Ещё одна проблема кушчинарцев – это состояние внутренних дорог. Большинство улиц кишлака – в удручающем состоянии. В дождливую погоду не то, что на машине, пешком ходить будет трудно.

В целом, все проблемы в кишлаке взаимосвязаны, как звенья одной цепи: из-за отсутствия газа и электроэнергии, люди рубят деревья во дворах. Если они заболеют от воды из канала, их придётся везти в больницу, но дороги плохие, а мост наполовину обвалился.

В кишлаке есть те, кто не знает хокима

Жители кишлака рассказали, что ни хоким района, ни руководители секторов не приезжали сюда и не изучали ситуацию.

«У нас есть проблемы. Мы выбрали депутатов для их решения, выдвинули кандидатов на «ура». Когда приехал областной депутат, я спросила: «Какую из наших проблем вы сможете решить?». А он и говорит: «Я не решаю проблемы, а сообщаю о них». Раз так, то мы и сами в состоянии сообщить о них в надлежащих организациях, зачем тогда нужен депутат?! Здесь есть граждане, которые не знают, кто у нас начальник сектора, и даже, кто хоким» - возмущается Мавжуда Рахматова.

Для человека, приехавшего издалека, жизнь в махалле «Кушчинор» сама по себе кажется геройством. На самом деле, жители этого кишлака тоже вправе жить так, как хотят, в светлых и тёплых домах, ходить по ровным дорогам, пить чистую воду. Только соответствующим ответственным лицам нужно обратить внимание на эти проблемы и постараться их решить.

Руслан Сабуров, корреспондент Kun.uz,
оператор – Аброр Икромов

перевод: Диана Султанова,
Анастасия Ткачёва

Больше новостей