Напоминаем, судебное заседание, назначенное на 23 ноября, по некоторым причинам было отложено на 9 декабря.
На очередном судебном заседании были допрошены подсудимые Давлатжон Маллаев, Фирдавс Ахроров, Ойбек Оташев и Шохбоз Мирзожонов о событиях, произошедших 31 мая.
По словам Давлатжона Маллаева, он работал таксистом на линии Сох-Фергана. 31 мая около 12:30 он вышел на улицу и услышал о скандале у источника, увидел, как туда направляются люди. Тогда он тоже сел в машину и направился к источнику Чашма. Прибыв на место инцидента, он первым делом увидел военных и сотрудников УВД. Киргизы готовились к этой драке за день до неё. Когда Давлатжон Маллаев подъехал к источнику, увидел, как киргизы уже перешли границу и начали стрелять в жителей Соха из охотничьего оружия. Потом киргизы начали забрасывать камнями его односельчан. Давлатжон Маллаев рассказал, что он тоже бросал камни в киргизов, дабы защитить свою родину. Он пытался потушить огонь в загоревшихся домах. Маллаев также увидел, что Назиржон Жураев перелез через стену и пытался остановить драку. Когда машины из отдела пожарной безопасности хотели подъехать к горящим домам, киргизы преградили им путь, и не пускали. Маллаев был запечатлён на видеоматериале с лопатой в руках. По его словам, он пытался потушить огонь в горящих домах.
Давлатжон Маллаев добавил, что после ареста он подвергался давлению со стороны следователей.
Затем был допрошен подсудимый Фирдавс Ахроров. Он работал маляром. Услышав об инциденте, он направился к источнику. 15 махаллей пользуются питьевой водой из источника Чашма. Если доступ к воде будет перекрыт, то жителям Соха придётся нелегко. Ахроров видел на расстоянии 6-7 метров, как прибыл хоким области Шухрат Ганиев, услышал слова бывшего хокима: «всё наладится». По прибытию премьер-министра Ахроров попросил у него оказать помощь в получении гражданства Узбекистана его отцу, являющемуся гражданином Кыргызстана, а также, создать условия для занятия спортом, так как он регулярно тренируется. Премьер-министр пообещал, что его обращение будет решено в течение месяца. Фирдавс Ахроров заявил суду, что неизвестные в масках ударили его в живот со словами «Ты – изменник родины», затолкали его в вертолёт, и там тоже избили. Он отметил в судебном процессе, что не совершал деяний, предусмотренных статьёй 244 УК.
После этого в суде дал показания подсудимый Ойбек Оташев.
«В тот день, около 8 утра, я находился дома. Умер мой одноклассник, я выразил соболезнование и вернулся домой. Через некоторое время я планировал вернуться в дом покойного друга. Но, услышав об инциденте у источника Чашма, я сел в такси и направился на место событий. Там стоял крик, гвалт, поднялась суматоха. Увидев эту ситуацию, я не стал бросать камни в сторону киргизов. Моих друзей ранили. Как только я пришёл туда, мне об этом рассказали, это вызвало у меня стресс.
Я не знал, что прибывший человек – это хоким области Шухрат Ганиев. Услышал, как он сказал: «давайте действовать с умом». До этого у меня болела поясница, и я мазал её вазелином. Поэтому сказал Ганиеву: «Если помажете вазелином, ваша поясница перестанет болеть». Я сказал это искренне. Потом, когда хоким уехал, я узнал, что он – хоким, и даже написал ему письмо, попросил прощения. Спустя некоторое время ко мне домой пришёл участковый инспектор, сказал, что через 15 минут я буду дома, посадил меня в машину и увёз. Мы приехали в какое-то место, там мне надели наручники, набросили мешок на голову и отвезли в Фергану» - рассказал Ойбек Оташев.
Затем Шохбоз Мирзожонов рассказал о том, что он видел и знает о Сохских событиях. Услышав об инциденте, он направился к источнику Чашма, так как там поблизости жил его племянник, и Мирзожонов хотел его защитить. Увидев ситуацию на месте, он почувствовал, что ситуация приобретает серьёзный оборот. Киргизы беспрестанно бросали камни на территорию Узбекистана. Мирзожонов тоже стал бросать камни в киргизов, в целях обороны. Потом он помог сотрудникам отдела пожарной безопасности. Киргизы обычно каждый год поднимают скандал из-за воды, а жители Соха живут в основном земледелием, выращивают картошку, яблоки. Если доступ к единственному источнику воды будет перекрыт, жители Соха окажутся в затруднительном положении.
Он добавил, что военные не защищали народ. Они просто закрывались щитами и защищали себя от летящих камней. Мирзожонов пытался помочь раненому старику без сознания, и хотел взять щит у одного из военных, чтобы прикрыть пожилого мужчину, который лежал навзничь. Но военный не отдал ему щит. Потом один из камней попал Мирзожонову в лицо и ранил его. Его брат работал в отделении скорой медицинской помощи, поэтому он пошёл к нему, чтобы перевязать рану.
После показаний подсудимых адвокаты и сотрудники прокуратуры обратились к ним с вопросами. Затем суд объявил перерыв до 14 декабря.
пер. А.Ткачева