Когда внезапно пропадает электрический ток, а дом погружается в кромешную тьму, в народе часто говорят: «Совести нет у этих энергетиков». К сожалению, дело не только в совести «злых духов», которые, в нашем представлении, сидят в офисах предприятий электросетей.
На протяжении долгих лет специалисты сферы указывали различные факторы в качестве причин перебоев электроснабжения, но эти факторы так и не были устранены.
Мы можем заявить так по простой причине – ведь и сегодня бывают перебои с электроэнергией. Значит, факторы, названные специалистами, были неверны, или решение этих проблем было «отложено в долгий ящик».
Перечислим эти факторы по одному. Прежде всего, самые популярные из них.
Нужно перестать говорить: «Народ сам виноват»
Действительно, на протяжении прошлых лет в поисках причины возникновения проблемы виноватым объявляли население: «В народе нет культуры пользования электроэнергией, мы не экономим, люди используют электричество как для освещения, так и для отопления…»
Интересно, что и до сих пор среди ответственных лиц имеются такие, кто приводит подобные доводы, вместо того чтобы признать проблемы, накопившиеся в сфере за долгие годы, выдвинуть предложения по их устранению.
В частности, на мероприятии, посвящённом проблемам в системе электроснабжения Самарканда, ответственный сотрудник «Национальных электросетей» области высказался именно таким образом. Как будто у населения есть другой выбор, к примеру, люди могут пользоваться природным газом, но они, такие непонятливые, используют электрический ток, растрачивая его впустую. Причём, эти слова сказаны в то время, когда полмира пользуется кондиционерами!
С другой стороны, скажем, вы покупаете картошку на рынке, и продавец от вас требует «культурного и экономного» потребления картошки. Разве не смешно?
Электроэнергия – тоже один из продуктов, потребляемых и покупаемых за наши деньги. К тому же, граждане не такие несознательные, чтобы расходовать киловатты напрасно. В целом, представители сферы могут исключить этот фактор из списка. Хватит уже обвинять население.
Задолженность
Другая часто упоминаемая причина перебоев с электричеством – это дебиторская задолженность. Миллиарды сумов задолженности, накопившейся по затраченной электроэнергии, указываются в качестве одной из основных причин отключений света.
На каком бы мероприятии или встрече ни зашла речь об электроснабжении, сразу же вспоминают огромный долг, неуплаченный населением.
Теперь этот предлог тоже можно спокойно исключить из списка. Потому что большая часть потребителей переведена на новую систему АСКУЭ. При этой системе невозможно быть задолжником. Если у потребителя кончатся деньги, то поставка электричества прекращается автоматически.
Новая система показала ещё одно: большая часть населения подключилась к автоматической системе, но огромная задолженность не исчезла. Значит, и раньше люди платили деньги за электричество.
Сейчас в качестве основной причины задолженности указываются предприятия и организации. Конечно, и они скоро перейдут на автоматическую систему.
Но, видимо, перебои с электричеством и после этого не кончатся. Потому что дело не в устаревшей системе. Теперь остановимся на возможностях новой системы и продолжим наше обсуждение.
Что нам даст автоматическая система?
Верно, в потреблении электроэнергии очень важна система автоматического учёта. Потому что в этой системе практически не участвует человеческий фактор (во всяком случае, так обещают). Если у потребителя кончаются средства, как уже говорилось выше, свет автоматически отключается.
Сотрудники сети, находясь в офисе, могут наблюдать по монитору, в каком месте произошла авария, и направить туда аварийную группу.
Теперь можно увидеть, где «воруют» электричество, даже с центральной базы. «Умный» счётчик фиксирует также «сворованную» электроэнергию.
В целом, о возможностях новой системы говорилось и говорится довольно много. Но сейчас имеются и недостатки. Скажем, несложный процесс: если в системе АСКУЭ на счету потребителя кончаются деньги, можно дистанционно перевести средства на расчётный счёт электросети. Даже с мобильного телефона.
Но у потребителей-юридических лиц пока нет такой возможности. Даже если на предприятии установлен счётчик нового типа, то как и в прежние времена, вы будете ходить в электросеть, ждать в очереди и платить. Потом часами нужно будет ждать, когда включат свет.
Сообщается, что эти недостатки будут устранены, когда система заработает полностью. Проблема заключается в том, что, хотя новая система и найдёт решение для многих проблем, но перебои, всё же, будут.
К примеру, из Бухарской области, полностью перешедшей на систему АСКУЭ, до сих пор поступают жалобы по поводу перебоев с электроэнергией.
В чём же тогда проблема?
Если вы откроете официальный сайт министерства энергетики, то увидите информацию, начинающуюся такой фразой: «Узбекистан входит в число стран, полностью обеспечивающих свои потребности, за счёт собственных энергетических ресурсов».
Извините за бесцеремонность, но ведь это ложь!
Электроэнергии, производимой в Узбекистане, не хватает для сегодняшнего потребления. Это точно. Поэтому, вот уже несколько лет, электроэнергия для снабжения населения импортируется из соседних государств. За последние несколько лет продолжительность перебоев сократилась, это связано именно с импортом.
Кроме того, теперь эта тема не скрывается. Сегодня руководители сферы говорят, что существует лимит при поставке электроэнергии в регионы. Руководитель предприятия территориальных электросетей Самаркандской области Ганишер Маматкулов на проведённой недавно пресс-конференции сообщил, что одной из причин перебоев является ограничение. Но эти ограничения не превышают одного часа.
Если учитывать, что в 2015 году эти ограничения в некоторых регионах длились по 15, и даже по 20 часов – изменение разительное. Но иногда этот «час» фактически превращается в несколько суток. И на это имеются свои причины.
Значит, крупные проекты в сфере производства электроэнергии, афишируемые в СМИ в течение многих лет, - так и не были реализованы, а способом непрерывного обеспечения населения электричеством пока что является только импорт.
«Сети от царя Гороха»
Другая причина перебоев, даже при импорте, - чрезмерный износ электросетей и сооружений по всей стране. Большая часть производимой электроэнергии теряется в системах передач до поступления к потребителю.
Мы говорим «по всей стране», потому что жители районов всех областей жалуются на аварийное состояние столбов в махаллях (или вообще, на отсутствие этих столбов). Во многих населённых пунктах трансформаторы тоже не выполняют свою задачу.
Как бы ни было велико производство электричества, какие бы «шагающие в ногу со временем» технологии для учёта расходования энергии не внедрялись, - невозможно регулярно обеспечивать население электричеством по старым проводам, столбам и трансформаторам из далёких 60-х годов прошлого века.
Жители большинства махаллей, разуверившись в предприятии электросетей, сами принялись устанавливать столбы и даже приобретать крупные трансформаторы. Потому что просить новый трансформатор в предприятии электросетей, которое не может даже специалиста отправить во время простой аварии в сельской местности – бесполезно. Это уже превратилось в анекдот.
На самом деле, одна из крупнейших проблем заключается именно в этом. На вышеуказанные проекты выделяются средства сотнями миллионов долларов. А устаревшие энергосети в регионах не могут оправдать средства, затраченные на эти современные технологии. При любом дожде они «замыкают», и свет отключается. В холодные дни трансформаторы перегорают от перенапряжения.
Да, возможно, сети устарели за 30 лет. Но если их не обновить, то мы не сможем хвастаться мировыми проектами в сфере энергетики, и у нас не получится устранить проблемы.
Анвар Мустафокулов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва