Такие случаи встречаются нередко. По всему миру установлены памятники различным мыслителям Востока, и на каждом имеются различные надписи. Очень много тех, кто считает мыслителей «своими».
Возьмём комплекс четырёх мыслителей, установленный перед резиденцией одного из четырёх основных офисов ООН – в столице Австрии Вене. Там можно увидеть Абу Али ибн Сину, Омара Хайяма, Абу Райхана Беруни и Абу Бакра Мухаммада ар-Рази, сидящих на террасе. На пьедестале памятника, подаренного ООН правительством Ирана, имеется надпись о том, что все четыре учёных являются персидскими мыслителями.
У любого человека, желающего глубже изучить свою историю, естественно, возникает вопрос: почему иранцы «присваивают» себе наших предков? Мы знаем, что Омар Хайям и Абу Бакр Мухаммад ар-Рази являются персидскими мыслителями, но ведь нас с детства учили, что Беруни и Ибн Сина являются нашими предками. Следует обратить внимание на этот аспект: «наши» - понятие растяжимое.
Так «чьи» же мыслители Беруни, Ибн Сина, Аль-Фараби, Накшбанд, Яссави, Кубро, Лутфи, Джами, Навои, Бабур, Физули, которых мы считаем «своими»? И правильно ли ставить вопрос таким образом?
Мы побеседовали на эту тему с учёной-историком, научным сотрудником института истории Академии наук Узбекистана Нигорой Кориевой.
- Естественно, что нам обидно, когда кто-то приписывает себе наших предков. Складывается такое впечатление, что даже Алишер Навои и Захириддин Мухаммад Бабур завтра могут оказаться «не нашими»... Насколько правильно со стороны Ирана называть Ибн Сину «своим»?
- Ибн Сина родился в 980 году в Бухаре, в кишлаке Афшона. Многим известно, что население Бухары говорит в основном на персидском и на таджикском. Многие иранцы переселились в Бухару во времена Амира Тимура. Но изначально история их переселения сюда восходит ещё дальше, во времена Кира, Дария.
Этот миграционный процесс не прекратился: иранские торговцы, приехав в Самарканд и Бухару через Великий шёлковый путь, распространились отсюда и в других регионах. Значимость иранцев в истории Центральной Азии очень велика. Хотим мы того, или нет, но наша история неразрывно связана с иранцами, ахеменидами.
Поэтому называть наших предков только «своими» было бы эгоистично. Поскольку в Центральной Азии жили не только узбеки. Термин «узбек» является довольно новым, он появился в эпоху Шейбанидов. Некоторые историки связывают его с монголами, но я больше склоняюсь к тому, что данный термин связан с династией Шейбанидов.
Что касается Ибн Сины, то он является не только нашим мыслителем, но и гением всего человечества. Так же можно назвать Беруни, Накшбанди, Наджмиддина Кубро, Ахмада Яссави.
- Однако, Иран устанавливает бюсты мыслителей, проживавших не только в Центральной Азии, но и других тюркских и арабских учёных, с надписью «персидский мыслитель». По-моему, они претендуют на то, чтобы назвать их «своими»...
- Слово «Иран» произошло от слова «арийцы» и означает «страна арийцев». Арийцы – это очень древний народ. История их происхождения до сих пор до конца не изучена. Их даже связывают с немцами, славянами. Но несомненно то, что арийцы проживали и в Центральной Азии. Они поселились здесь до эпохи Ахеменидов и дарийцев. Потому что мы расположены на перекрёстке нескольких торговых путей. В связи с этим, хотим мы того, или нет, мы неразрывно связаны с Ираном.
После завоевания арабов в VII веке, местные иранские и тюркские народы приняли ислам, и эта религия объединила все нации.
- В таком случае, можно ли назвать здешние народы потомками нескольких народов и наций, таких как, китайцы, иранцы, арабы, монголы, алтайцы, славяне, поскольку Центральная Азия расположена на важном перекрёстке торговых путей?
- Нет, утверждать это нельзя, потому что у каждого из нас имеется своя оригинальность. Все народы скрещивались друг с другом, у каждого – своё происхождение, но язык один. Мы считаемся тюркским народом, но, вместе с тем, не можем вырвать с корнем влияние иранцев. Как и азербайджанцы.
Самая большая ошибка иранцев заключается в том, что они отказались от истории до ислама. В эпоху иранских шахов выходили монеты арийцев с изображением символики Дария и Ахеменидов. Но в 1970-х годах, после исламской революции, из Ирана выгнали всех «неверных», даже европейских послов и их семьи, а в некоторых случаев – казнили. В результате революции они вычеркнули свою доисламскую историю. Но отказ народа от своей истории подразумевает тот факт, что они забывают себя.
- Насколько правильно называть мыслителей «своими», исходя из места их рождения, жизни, смерти или языка, на котором они творили?
- Не «своими», а «общими». Учёный-энциклопедист становится «общим», ведь он изменил ход истории.
Мой отец приводил один исторический пример. В каждом веке бывает один великий деятель, способный изменить ход истории. Но тот период называется ренессансом, потому что на свет появились несколько таких деятелей. Мировая история подверглась значительным изменениям, то есть, в то время процветало как светские, так и религиозные знания, культура, наука.
Научные достижения какого-либо народа влекут за собой множество новых открытий. Географические открытия – не исключение: открытие новых континентов является достижением не только европейцев, ведь они пользовались изобретениями Аль-Фараби, изысканиями Аль-Фергани по поводу создания астролябии.
Беседовал Бобур Акмалов,
оператор – Нуриддин Нурсаидов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва