Сабохат Тошпулатова родилась в Джизакской области. Окончила бакалавриат Джизакского государственного педагогического института и магистратуру Национального университета Узбекистана. Сейчас работает преподавателем в Джизакском политехническом институте. В январе-мае 2020 года она побывала на повышении квалификации в штате Арканзас США.
О гранте
- Я повышала квалификацию в Америке потому, что выиграла грант под названием FEP (Faculty Enrichment Program). Эта программа направляет преподавателей вузов Узбекистана в ведущие вузы США для повышения квалификации.
Грант FEP организован Американским советом международного образования (American Council for International Education).
Я обучалась на факультете биологии университета Арканзаса. Этот университет я не выбирала самостоятельно. Он был выбран Американским советом в соответствии с моей специальностью и академическим проектом, который мне нужно было реализовать.
Впечатления от Америки
- США я представляла совершенно по-другому. В первые два дня после приезда мы побывали в столице - Вашингтоне. Здания, которые я там увидела, не очень высокие, зато они обладают многолетней историей и своеобразными архитектурными особенностями. Улицы города чистые, но в подвалах нескольких современных зданий живут много бездомных людей.
Арканзас кардинально отличается от столицы. Здесь, в основном, одноэтажные или двухэтажные здания, много деревьев, таких, как магнолия, эвкалипт. Живописная природа, чистый воздух оставили благоприятное впечатление. Арканзас – это красивое место, где присутствует гармония природы и небольших городков.
Моё внимание привлёк один момент. На улицах можно увидеть очень много бытовых отходов. Мне показалось, что у населения недостаточно экологической культуры. Существуют специальные контейнеры для сортировки мусора, но люди обычно выбрасывают мусор, не сортируя его. Очень печально, что жители портят такие прекрасные места мусором.
Воздух в штате очень чистый: движения транспорта мало, люди часто пользуются велосипедами, колёсными, безмоторными средствами. В Америке нет такого стремления купить машину, как у нас.
Люди здесь страдают от лишнего веса. Все очень дружелюбные. В транспорте, на улице, в общественных местах, в магазинах, даже незнакомые искренне улыбаются друг другу.
Машин очень мало, поэтому движение автобусов весьма интенсивное. Здесь многие считают, что основным признаком развитого государства является возможность использования общественного транспорта. Большое количество машин в городе не рассматривается как признак развития. Подобным государством они называют Японию.
В США мало пассажирских поездов. Они только перевозят грузы между штатами. Правительство больше предпочитает развивать инфраструктуру для автомобилей, чем для железной дороги. Качество и состояние автомобильных трасс на высоком уровне.
Об университете Арканзаса
- Университет Арканзаса, где я повышала квалификацию, входит в число передовых вузов не только в США, но и во всём мире. Университет очень большой, там обучаются 27 тысяч студентов, из них 1,5 тысячи иностранцев.
Для студентов созданы все условия. Специальные общежития для них представляют собой целый городок – campus.
Для студентов и городского населения курсируют бесплатные автобусы от общежития до университета.
Я очень удивилась, когда увидела условия, созданные в университете для обучения студентов: гигантские лекционные аудитории на 400 студентов оснащены самыми современными технологиями, преподаватель читает лекцию через микрофон.
В лабораторных помещениях тоже имеется новейшее оборудование. В каждой аудитории присутствуют десктопы или лэптопы, планшеты. Очень богатая библиотека, студент может найти любую книгу с помощью системы поиска, и если захочет, может взять сразу 20-30 книг.
Библиотекари очень вежливые, доброжелательные, находят любую информацию, книгу или статью в электронном формате, и даже кладут их в бесплатный полиэтиленовый пакет с символикой университета.
Мы приехали в США по гранту, поэтому работать нам не разрешили. Цель проекта – наблюдение, изучение, сопоставление, усвоение, по возможности, внедрение новшеств в нашу систему образования.
Зарплата преподавателей США определяется показателями успеваемости студентов и работой над собой (к примеру, получение учёной степени). Есть преподаватели, которые зарабатывают 10 тысяч долларов и больше.
При сдаче экзамена человеческий фактор отсутствует
- Студенту в конце семестра не нужно сдавать 10-12 предметов, как у нас. Здесь студенты выбирают 2 или 3, максимум 4 предмета по специальности, или какие они хотят, а потом сдают экзамены. Если они не сдадут экзамен с первого раза, то за плату сдают экзамен повторно. Поэтому студенты стараются получить положительную оценку сразу.
При сдаче экзамена человеческий фактор отсутствует. Это, само собой, блокирует коррупцию и знакомства. Учебный процесс фиксируется в системе Blackboard. Данная платформа очень современная и совершенная, там хранятся все данные. Можно назвать её зеркалом общения преподавателя и студента. В этой системе имеются все необходимые темы, слайды, видеоуроки, дополнительная информация, чат для дискуссий, электронные книги.
Существует возможность учиться онлайн с помощью Blackboard. Там также размещаются задания. Экзамены тоже принимаются с помощью этой системы.
Преподаватель по возможности старается дать оптимальное образование своим студентам, потому что если студенты не сдадут экзамен, это повлияет на показатели преподавателя. То есть, работа преподавателя в высшем образовании в будущем будет основываться на показателях успеваемости студентов и результатах опросов. Поэтому преподаватели максимально поддерживают своих студентов.
В университете Арканзаса нет лишней бумажной волокиты. В нашем вузе преподаватели тратят много времени на подготовку документов, даже иногда преподавание студентам остаётся на втором плане. Сама я в основное рабочее время, помимо преподавания, занималась подготовкой и утверждением учебной документации, и у меня не было времени работать над собой и изучать новшества.
Я уверена, что большинство документов, составлением которых мы занимаемся, не способствует улучшению получения знаний студентами, а только оказывает негативное воздействие.
В университете Арканзаса я не встретила студентов из Узбекистана. Но я не думаю, что нашим студентам будет трудно поступить на учёбу в этот университет. Потому что многие смогут набрать 6,5 баллов по IELTS, выиграть грант, поступить сюда и учиться в бакалавриате, в магистратуре и докторантуре. Здесь выплачивают стипендию 1000 долларов, а этого вполне хватает на основные расходы. Еда тоже недорогая.
Студенты на занятиях здесь не такие активные, как у нас. Во всяком случае, я пришла к такому выводу в результате своих наблюдений. Американские молодые люди довольно пассивные, когда преподаватель задаёт вопрос, или нужно высказать своё мнение. Я почувствовала, что узбекские студенты очень активны на уроках, пусть даже они не выполняют домашнее задание полностью. Сопоставив, я пришла к выводу, что у наших студентов гораздо больше энергии.
Жизнь в США
- Во всех продовольственных магазинах США продаются натуральные (органические) и ненатуральные продукты. Органические продукты гораздо дороже. В составе многих продуктов большое количество соды и сахара, поэтому большинство жителей имеют лишний вес.
В Нью-Йорке очень высока доля населения, приехавшего из разных государств мира. Увидев это, я подумала, что американцы, наверное, в основном живут в других штатах. Здесь я встретила много наших соотечественников. В основном, они живут в Бруклине. Большинство из них выиграли грин-кард. Я побывала у них в гостях, поинтересовалась их образом жизни.
К примеру, узбеки, работающие таксистами, работают с 4-5 часов утра до полуночи, и возвращаются домой буквально полумёртвые от усталости. Наш соотечественник, продающий цветы, в 6 утра должен быть в магазине, а возвращается домой в 10 вечера.
Оплата жилья здесь очень высока. К примеру, наши соотечественники зарабатывают в месяц в среднем 2000-3000 долларов. Машины здесь тоже очень дорогие, их в основном берут в кредит. Месячная оплата жилья, коммунальных услуг заставляет людей работать без устали. Квартиры узбеков, где я побывала в гостях, очень маленькие, и довольно неудобные.
По мнению наших соотечественников из Америки, условия для образования детей там лучше, но жизнь в США плохо влияет на воспитание детей. По достижению совершеннолетия, дети стараются жить своей жизнью и отделяются от семьи, а это расходится с нашим менталитетом. По словам здешних узбеков, лучше пусть дети растут в своей стране, с бабушкой, дедушкой, в махалле, в окружении соседей и родственников.
Услуги медицины в США тоже очень дорогие. Многие узбеки говорят, что едут лечиться в Узбекистан. К примеру, на деньги, затраченные в США на лечение зубов, в Индии можно поменять клапан сердца. Здесь часто пользуются медицинской страховкой.
Моё внимание привлек тот факт, что родители в США стараются закаливать своих детей. Покупают в продовольственных магазинах несколько килограммов льда. Зимой растворяют лёд в холодной воде и пьют. Приучают детей одеваться легко и гулять в холодную погоду. Возможно, поэтому здесь редко болеют гриппом и простудными заболеваниями.
Подытожив свои впечатления о стажировке, в ходе своей поездки я поняла, что передовая и совершенная система образования в США стала основой развития этого государства, и мне очень понравилось качество образования. Надеюсь, что наше образование вскоре тоже достигнет такого же уровня.
Беседовала Гулзода Иброхимова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва