14 сентября на сайте Kun.uz была опубликована статья под названием «Кто испортил воздух в Бектемирском районе? Местные жители уже 12 лет живут в парах зловония».
Краткое содержание статьи заключается в следующем. В результате деятельности предприятия по очистке сточных вод Бектемирского района вот уже 12 лет в округе распространяется зловонный запах. При этом, дело тут не в водах бытовой канализации, а в сбросах промышленных предприятий. Согласно установленному порядку, промышленные предприятия обязаны сначала очистить свои сточные воды в локальных очистительных системах, и только потом спускать их в общую канализационную сеть. В ходе контрольных мероприятий в составе сточных вод этих промышленных предприятий было выявлено очень высокое содержание вредных веществ, значительно превышающее установленные нормы.
Комитет экологии и управление «Сувокова» несколько раз давали промышленным предприятиям указания по установке локальных водоочистительных сооружений, но всё безрезультатно.
После публикации этой статьи на сайте Kun.uz, 16 сентября хокимият Бектемирского района предоставил видеоматериал с комментарием пресс-службы. Но этот видеоролик не предложил решения проблемы, а только лишь вызвал новые вопросы.
Неточность №1
Отрывок из видеоматериала хокимията: «По данным специалистов, сооружение очень устарело, и по причине увеличения количества канализационных труб изо дня в день, оно не может удерживать неприятный запах».
По словам заместителя начальника управления экологии и охраны окружающей среды города Ташкента Фархода Дехконова, Бектемирское водоочистительное сооружение изначально основывалось на биологической очистке. Но воды, направляемые в сооружение промышленными предприятиями, загрязнены химическими веществами. Поэтому сооружение технологически не специализировано на достаточном очищении этих вод, то есть сооружение не предназначено для устранения запаха сточных вод. Следовательно, «увеличение числа канализационных труб» не является причиной зловонного запаха.
Люди, живущие поблизости, говорят, что из водоочистительного сооружения по ночам сбрасывают переработанную воду в реку Чирчик.
Неточность №2
Ещё одна цитата из видеоматериала: «Сообщалось, что предприятия, постоянно пользующиеся канализационными трубами, направляют в общую трубу свои отходы. Эти предприятия вскоре планируют строительство локальных водоочистительных сооружений».
Начальник сооружения по очистке сточных вод Бектемирского района Жамшид Зуфаров на видео говорит: «Сейчас у них имеются локальные водоочистительные сооружения. Но они работают только в качестве отстойников. Нужно их модернизировать и усовершенствовать, и построить сооружение, которое лучше будет очищать воду. Если соблюдать установленные законодательством нормы, то будут выполнены экологические требования, и недовольство населения уменьшится».
Возникает вопрос: и когда же промышленные предприятия наконец установят локальные очистительные сооружения? Проблема существует уже 12 лет, за это время промышленные предприятия не раз предупреждались о необходимости локальной очистки, отвечающей всем требованиям, но всё остается как прежде. Предупреждения не подействовали, и промышленные предприятия закрыли, но спустя определённое время они самовольно открылись, и продолжили свою деятельность. Самое интересное, хокимияты Бектемирского района и города Ташкента всё это время были в курсе этого, но не принимали никаких мер, точнее говоря, просто стояли в стороне. Разве это не вызывает подозрения? Кто поверит в отговорку о том, что предприятия, за 12 лет не удосужившиеся установить локальные водоочистительные сооружения, сейчас вдруг «всё бросят, и побегут» их устанавливать?
Неточность №3
В ответе хокимията говорится следующее: «в связи с расширением района данное сооружение перестало соответствовать его масштабам. С учётом нехватки необходимой мощности по приему отходов из новых канализационных труб, ответственные лица района направили предложения республиканским и городским специалистам по строительству нового современного сооружения».
Если верить заместителю главного инженера управления «Сувокова» города Ташкента Дунанбою Казибекову, проектная мощность Бектемирского водоочистительного предприятия составляет 25 тысяч кубометров, а сейчас оно перерабатывает 18-21 тысячу кубометров сточных вод. Значит, полная мощность сооружения не задействована, и при сегодняшнем состоянии оно вполне сможет очистить ещё 4 тысячи кубометров воды. И каким образом предприятие, не работающее на полную мощность, не может вместить сточные воды?
К тому же, в хокимияте с иронией рассказали о проведении разъяснительной работы с гражданами, пожаловавшимися на Бектемирское водоочистительное предприятие.
Гражданин Абдукодир Жалилов, с которым «провели разъяснительную работу», утверждает, что его, как всегда, абсолютно не удовлетворил ответ хокимията.
«Показали рабочую схему по строительству Бектемирского водоочистительного предприятия в другом месте. В кишлаке Сурум Куйичирчикского района строится новое сооружение на основе сметы на сумму 35-40 млн долларов.
До этого я также постоянно отправлял жалобы в ответственные организации, и всё происходило по такому же сценарию: письмо к ним поступает, потом, якобы, изучается, 3-4 человека приходят ко мне домой и заявляют, что моя жалоба очень уместна, сообщают, что ведётся работа над различными проектами, и на этом всё успокаивается. 3 года назад сообщили, что канализационные воды Бектемирского района будут направлены в Саларское водоочистительное сооружение путём проведения трубы над рекой Чирчик.
Ещё раньше говорили о необходимости реконструкции сооружения. Его реконструировали на основе средств Азиатского банка развития в размере 21,5 млн долларов. Но запах не исчез, население не почувствовало никаких изменений. А теперь они собираются строить новое сооружение» - рассказал А.Жалилов в беседе с корреспондентом Kun.uz.
Позиции ответственных ведомств по решению вопроса разнятся и это разительное отличие свидетельствует об их недостаточной осведомлённости.
Например, начальник республиканского управления государственного комитета экологии и охраны окружающей среды Собир Машрабов также говорил о необходимости реконструкции сооружения.
В хокимияте Бектемирского района сообщили о строительстве сооружения на другой территории.
Заместитель начальника управления экологии и окружающей среды города Ташкента Фарход Дехконов предложил два решения проблемы: либо каждое из промышленных предприятий должно установить локальное водоочистительное сооружение, отвечающее всем требованиям, либо закрыть Бектемирское сооружение по очистке сточных вод и направить канализационные воды района в Саларское водоочистительное сооружение.
Так кому нужно верить? Предложение какого ведомства может стать реальным решением проблемы? Изучена ли эта проблема досконально?
Наше внимание привлёк ещё один аспект. Это уже не первая проблема по переработке канализационных вод и охране природных источников воды в городе Ташкенте. Загрязнение воды, флоры и фауны реки Чирчик уже попадало в центр внимания общественности. Интересно, что в качестве одной из проблем была указана именно деятельность Бектемирского водоочистительного предприятия.
Еще одно изучение показало, что такие же инциденты возникают и вокруг водоочистительного сооружения Бозсу. Сооружение недостаточно очищает сточные воды и спускает их в канал Бозсу, а это, естественно, становится причиной жалоб населения близлежащих махаллей. А главное, это причиняет серьёзный ущерб чистоте вод канала.
Неужели решение проблемы очистки канализационной воды является такой сложной проблемой? Почему государства и инвесторы тратят средства на бесполезные реконструкции, вредящие здоровью и нарушающие спокойствие населения, причиняющие невозместимый урон природе? Или официальные лица просто не хотят решать эту проблему? Неужели не найдётся ни одного мужественного человека, который сможет поставить на место промышленные предприятия и соответственно наказать их за безразличное отношение к закону, к жалобам населения, к природе, наконец? На наш взгляд, ответственным лицам нужно не демонстрировать видеоматериалы, а давать конкретные ответы на вопросы, основываясь на положениях законодательства.
Саодат Абдурахмонова, корреспондент Kun.uz
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва