И снова обращение фермеров из Пастдаргома. Выездные суды наготове исполнять поручение хокимов?

Общество 21:24 / 14.07.2020 5760

Да, такие формулировки сегодня можно услышать часто. К нам поступает большое количество обращений из фермерских хозяйств. Их объединяет одна беда: хоким незаконно изъял земли.

Одно из таких обращений поступило из фермерского хозяйства «Дустлик» Пастдаргомского района Самаркандской области.

Сообщалось в нём следующее. Не успели похоронить председателя фермерского хозяйства, и могила его ещё не успела остыть, как на выездном судебном заседании уже было одобрено решение районного хокимията по изъятию земель ф/х «Дустлик» в резерв района.

В ходе изучения документов дела, можно прийти к выводу, что судья даже не удосужился толком изучить документы представителей фермерского хозяйства, а старался изо всех сил удовлетворить исковое заявление хокима.

К сведению, фермерское хозяйство «Дустлик» было создано в 1993 году, и сегодня имеет общую площадь 247,6 гектаров. Из них 100 гектаров – поливаемые земли. Пахотная богарная земля составляет 70 гектаров. 83 гектара – пастбища. Всё остальное – арыки, дороги, дренажные канавы, неиспользуемые в сельском хозяйстве земельные площади.

Сначала послушаем детей-наследников председателя фермерского хозяйства «Дустлик». Возникает вопрос, почему наследников? Причину объяснили они сами.

Мы постараемся изложить суть дела без лишних эмоций, на основании документов и судебного решения, исходя из мнений сторон.

Учкун Абдувалиев – старший сын покойного фермера Шодикула Абдувалиева

«В 1993 году эти земли не были освоены, здесь находился полигон для проведения военных учений. Потом отец объединил нас всех – детей, родственников, и мы освоили эту землю, привели её в порядок» - говорит Учкун Абдувалиев, старший сын покойного фермера Шодикула Абдувалиева.

По его словам, прошло всего 5-6 дней после смерти отца от сердечного приступа 15 апреля этого года, как в здании хокимията был организован выездной суд. Там были выдвинуты незаконные претензии, а районный суд вынес решение об удовлетворении иска хокимията.

Второй сын фермера также подчеркнул, что претензии, указанные в исковом заявлении районного хокимията, безосновательны.

Джасурбек Абдувалиев – младший сын покойного фермера

«В заявлении хокимията говорится, что ф/х «Дустлик» не выполнило план по сбору хлопка и зерна. Мы своевременно сажали зерно, хлопок, удобряли их, обрабатывали, но вдруг приехали на специальной технике и перегородили нам арык. Мы спросили, зачем они это делают, они ответили: «Хоким сказал».

У нас есть фотографии, видео, подтверждающие наши слова. Они с 2019 года чинили нам искусственные препятствия, чтобы мы не выполняли план» - рассказывает младший сын фермера Джасурбек Абдувалиев.

Районный хокимият вынес решение о предоставлении поливных, пригодных для использования в сельском хозяйстве земель, находящихся на балансе фермерского хозяйства, другим предпринимателям для строительства парника и птицеводческой фермы.

«Вот уже два-три года некоторые граждане приходят сюда и трясут решением хокима: якобы, хоким выделил им эту землю. То парники собираются тут строить, то курятники. В общем, покой нам только снится» - сокрушается сын фермера.

По его словам, не учитывая баллов бонитета земли, вместо плана по хлопку на 17 центнеров с гектара им преподнесли план в 28 центнеров на землях с бонитетом 44. В плане по зерну тоже есть такая несправедливость: вместо 22 центнеров с гектара требуют 31 центнер. Но семья фермера и на это согласна.

«Ладно, мы согласны и на это. Будем работать, выполнять агротехнические мероприятия, сил у нас хватит. Техники достаточно. Только лишь бы не устраивали нам искусственные препятствия. Если вовремя удобрять землю, поливать её, можно выполнить план» - сказал Ж.Абдувалиев в беседе с нами.

В ходе изучения обращения мы побеседовали также с супругой покойного фермера.

По её рассказу, Шодикул Абдувалиев родился в 1950 году. С детства он находился в поле, прошёл все ступеньки – от водовоза, бригадира, до председателя колхоза. С первых лет независимости он руководил фермерским хозяйством. Но когда в район назначили нового хокима, работа не заладилась. На него стали оказывать давление.

Истадпулот Норкулова – супруга Шодикула Абдувалиева

«10 апреля муж пошёл на приём к хокиму района Шункору Худойбердиеву, и вернулся домой очень расстроенным. Худойбердиев заявил, что изымет землю, оказывал давление, оскорблял. Супруг рассказывал мне об этом вечером. Он сильно нервничал, и ему стало плохо. 11 апреля мы отвезли его в Самаркандскую городскую больницу. Но 14 апреля он умер.

Столько труда вложено, но хоким не оценил. Да разве можно так унижать человека, у которого семьдесят потов сошло на этой земле? В Пастдаргоме много земли, пусть даст этому человеку невозделанную землю. Зачем обижать человека, который всю душу сюда вложил?» - говорит супруга покойного фермера Истадпулот Норкулова.

Конечно, это всё эмоции. Потому что вторая сторона никогда не признает этих обвинений, и нет возможности это доказать. Подробности беседы с хокимом фермер унёс с собой в могилу.

Дело в том, что председатель фермерского хозяйства Шодикул Абдувалиев (покойный) 10 апреля этого года встретился с хокимом района, вернулся домой, и ему стало плохо. Его отвезли в Самаркандскую городскую больницу, и 14 апреля он умер от сердечного приступа. 15 апреля покойного фермера похоронили. Прошло 6 дней, и исковое заявление районного хокимията по изъятию земель данного фермерского хозяйства в резерв хокимията было рассмотрено в суде.

Об этом случайно узнала Лола Хамидова, младшая сестра Шодраиса (в районе знали Шодикула Абдувалиева под таким именем), когда поехала в райцентр. Не отклоняясь от темы, мы передаём слово Лоле Хамидовой, доверенному представителю фермера в экономическом суде района.

Лола Хамидова – младшая сестра Шодикула Абдувалиева

По словам Лолы Хамидовой, она 21 апреля поехала по своим делам в районный хокимият вместе с племянником Абдувалиевым Учкуном. Из хокимията вышел Олим Кайсаров, и сообщил: «Лола, твоего брата судят». В это время, через несколько дней после похорон покойного фермера Шодикула Абдувалиева, в здании хокимията рассматривали на выездном судебном заседании исковое заявление, поданное в отношении фермерского хозяйства, председателем которого являлся покойный.

Лола Хамидова участвовала в суде в качестве доверенного представителя фермерского хозяйства.

«В тот день я сказала: «дайте нам время, мы наймём адвоката, дайте нам копии документов дела для ознакомления, чтобы предъявить претензии». Но они ничего не сделали, а суд перенесли на 27 апреля» - говорит Л.Хамидова.

Прошло два дня. 23 апреля Л.Хамидова поехала в Гузалкентский экономический суд, и попросила у судьи копию документов дела, однако ей их не предоставили с доводом, что якобы, нет представителя хокимията, и сказали, что дадут судебные документы 27 апреля. Кроме того, судья порекомендовал действовать по согласованности с хокимиятом.

«Судья сказал, что мне нужно согласовывать все действия с хокимиятом. А как я буду согласовывать, если с хокимом района в течение дня невозможно встретиться? Здание хокимията окружено решёткой, перед воротами стоят сотрудники органов внутренних дел, и никого не пускают». Так Лола Хамидова высказала своё мнение о деятельности хокимията Пастдаргомского района.

В конечном итоге, судебное заседание состоялось 27 апреля, и там было утверждено решение хокимията об изъятии земель фермерского хозяйства «Дустлик» в резерв районного хокимията, не учитывая слов доверенного представителя фермерского хозяйства Лолы Хамидовой, документов дела, претензий к документам, являющимся основанием для решения райсовета.

Для получения комментариев мы направились в хокимият Пастдаргомского района. В первый день все руководители были на сборе зерна, поэтому никаких внятных разъяснений мы не получили. На второй день наш специальный корреспондент встретился с ответственными лицами с выездом в фермерское хозяйство «Дустлик» и заслушал их ответы.

Следует отметить, что никто не смог прокомментировать цифры, недостатки, неверные сведения из других зафиксированных в судебном решении документов, послуживших основанием для решения совета.

По этой причине, теперь сопоставим документы районного совета народных депутатов, послужившие основанием для изъятия земель фермерского хозяйства в резерв районного хокимията, и для решения судьи экономического суда Пастдаргомского района О.Абжалова, с документами, предоставленными наследниками Шодикула Абдувалиева.

Согласно законодательству, изъятие земель какого-либо фермерского хозяйства в резерв района осуществляется в соответствии с заявлением председателя фермерского хозяйства или судебным решением. В случае отсутствия заявления фермера, на заседание райсовета представляется акт рабочей группы района и ряд других документов.

Контраргументы фермерского хозяйства «Дустлик» против аргументов из акта рабочей группы по изучению фактов результативного, целесообразного, законного использования земельной площади фермерских хозяйств района

А) В акте от 13 января 2020 года зафиксировано, что общая земельная площадь фермерского хозяйства «Дустлик» составляет 368,6 гектаров. Из них 150,9 га – поливные, пахотные земли, 87 га – богарные земли, 7,8 га – сады, 1,2 га – виноградники, 67,9 га – пастбища, 2,6 га – мелиоративные земли, 1,9 га – тополиные рощи, 12,9 га – арыки, 5,4 га – дороги, 2,6 га – постройки, 28,4 га – земли, не используемые в сельском хозяйстве.

Именно эти цифры были приведены в заключении специалистов отдела земельных ресурсов и государственного кадастра Пастдаргомского района от этого же числа, то есть, 13 января 2020 года, а также в заключении комиссии по рассмотрению вопросов выдачи (реализации) земельных участков при хокимияте Пастдаргомского района от этого же числа.

В справке, выданной 28 мая 2018 года отделом земельных ресурсов и государственного кадастра, и справках без дат, зафиксировано, что при проведении мониторинга земельной площади ф/х «Дустлик» 28 апреля 2018 года, было выявлено, что в распоряжении фермерского хозяйства имеется общая земельная площадь в размере 247,6 гектаров, поливная пахотная земельная площадь по отчёту 94,0 гектара, на 54,3 га имеются посевы зерна, а на 66,3 га – хлопчатника. В фермерском хозяйстве «Дустлик-Чархин» установлено наличие 15,0 га площади, засеянной зерном, и 18,7 га площади, засеянной хлопчатником. При проведении повторных измерительных работ на земельных площадях ф/х «Дустлик» было выявлено следующее: 15 га земельной площади ф/х «Дустлик» из контуров 1313-1315-1317 на основании решения хокима района №1490-к от 17 февраля 2018 года были изъяты в резерв. Было выявлено также наличие 12,0 га садов, 2,0 га тополиных насаждений, 6,0 га земельных площадей, которые невозможно засеять.

Заключения и акт были подготовлены в 2020 году, но почему в них зафиксирована сдача в аренду 368,6 га земельной площади в соответствии с решением хокима района №2386 от 24 октября 2009 года, ответственные лица района так и не смогли объяснить.

Поскольку не были предоставлены решения хокима района по изъятию в резерв некоторых земель фермерского хозяйства за №988 от 29 июля 2015 года, №1644 от 17 ноября 2015 года, №1490 от 17 апреля 2018 года, и таким образом удалось отвлечь внимание районного совета народных депутатов и суда.

б) В вышеуказанном акте и заключениях приведены также сведения о планах фермерского хозяйства по хлопку и зерну на 2019 год. Согласно этим данным, 43,2 га земли были засеяны хлопчатником, а план продажи государству составлял 111,4 тонны, тогда как было выполнено 82,7 тонн (78,3 процента). На урожай 2020 года было намечено 50 га земель, но в результате позднего посева, на 9 гектарах пшеница не взросла.

Теперь приведём контраргументы фермерского хозяйства. В письме за номером 13.6-19-12-50, предоставленном 5 декабря 2019 года руководителю фермерского хозяйства «Дустлик» Ш.Абдувалиеву управлением инспекции надзора агропромышленного комплекса Самаркандской области при Кабинете Министров, были приведены следующие цифры по бонитету земельных площадей и государственному плану фермерского хозяйства:

«Было выявлено, что средний балл бонитета земельных площадей, принадлежащих вашему фермерскому хозяйству, составляет 44,3. Для урожая 2019 года был намечен посев 45 га хлопчатника, и 50 га зерновых культур, а урожайность для площадей с хлопчатником установлена 28 центнеров, а для зерновых культур – 34,2 центнера.

В приложении №2 к постановлению Кабинета Министров №235 от 18 августа 2014 года «О совершенствовании системы определения нормативной стоимости посевных площадей сельского хозяйства» указано, что на один балл бонитета нормативная урожайность для хлопчатника составляет 0,4 центнера, а для посевов зерновых культур – 0,6 центнеров. Соответственно, урожайность площадей ф/х «Дустлик», засеянных хлопчатником, в 2019 году, должна была составлять 17,72 ц , а урожайность зерновых культур – 26,58 ц.

В приложении №4 к настоящему положению по таблице региональных коэффициентов к Пастдаргомскому району применяется региональный коэффициент 1,2.

Вышеуказанные данные можно дополнить цифрами из ответа прокуратуры Пастдаргомского района, направленного супруге покойного фермера И.Норкуловой 4 июня 2020 года:

«При рассмотрении уровня урожайности ф/х «Дустлик» по карте баллов бонитета района было выявлено, что данные земельные площади обладают бонитетом от 42 до 45-45,7 баллов» - говорится в сообщении прокуратуры.

Неплохо было бы найти ответ на вопрос, выполнило ли фермерское хозяйство план по хлопку за 2019 год, или нет, в зависимости от бонитета земли. Для этого достаточно произвести простые арифметические вычисления на калькуляторе.

Значит, в районном хокимияте говорят, что хлопок засеян на 43,2 га, и нужно сдать 111,4 т (1114 центнеров) хлопка. Если посчитать по бонитету, то изначально фермерскому хозяйству нужно было сдать 45 га * 17,72 ц = 797,4 ц (79,74 т) хлопка. Если умножим на региональный коэффициент 1,2, то нужно было сдать урожай хлопка в размере 956,88 ц (95,688 т). Фактически, фермер сдал 82,7 т хлопка, почти на 13 тонн (12,988) меньше. Это составляет 89,22 процента по отношению к плану.

Члены хозяйства комментируют это тем, что им устраивали искусственные препятствия, и не было возможности своевременно поливать хлопок, поскольку приходили люди из хокимията и закрывали дренажные канавы.

Претензию хокимията о том, что не был выполнен план продажи хлопка за 2018 год члены хозяйства опровергают таким образом. В тот год была засуха, и не только фермерское хозяйство «Дустлик», но и большинство фермеров из других регионов республики не смогли выполнить план.

В 2019 году 70-80 процентов 20 гектаров площадей под зерновые культуры покрылись такими сорняками, как овсюг, райграс.

Но в течение всех предыдущих лет планы по продаже зерна и хлопка выполнялись на 100 процентов.

Тут уместно высказать ещё одно соображение. Из вышеуказанных расчётов видно, что районный хокимият потребовал от фермерского хозяйства урожай, совершенно не соответствующий бонитету земли. К примеру, вместо положенного плана продажи хлопка за 2019 год в размере 95,68 тонн, было установлено 111,4 т, т.е. почти на 16 тонн больше. То же самое можно сказать о плане урожая зерновых культур. Разве у членов фермерского хозяйства не отпадёт охота после того, как они в течение многих лет сдавали продукцию значительно больше нормы?

Теперь представляем вашему вниманию контраргументы представителей фермерского хозяйства в отношении отражённых в документах хокимията сведениях о налоговой задолженности, о том, что на земельной площади построено два дома по 10 соток, и без разрешения высажена кукуруза.

Основной отвлекающий довод хокимията для вынесения решения совета и подачи заявления в экономический суд – это безосновательные и ложные сведения о том, что на земельных площадях фермерского хозяйства без разрешения, незаконно и самовольно было построено два здания по десять соток.

В ответ на акты и заключения, а также доводы о незаконном строительстве двух жилых домов по 10 соток, указанные в исковом заявлении районного хокимията, фермерским хозяйством были предоставлены два кадастровых документа.

Кадастровые документы, полученные 6 марта 2011 года, показывают, что на балансе фермерского хозяйства находятся полевые станы, и они зафиксированы как помещения для отдыха рабочих. Когда мы осмотрели эти здания, увидели, что каждое помещение выстроено отдельно, и убедились, что там временно проживают сезонные рабочие с семьями. Эти здания не огорожены, каждое расположено отдельно друг от друга. На первый взгляд это больше похоже не на жильё, а на времянки, типичный полевой стан.

По утверждению Лолы Хамидовой, участвовавшей в суде в качестве доверенного представителя фермера, в суде не было проведено объективное изучение по налоговой задолженности. Фермерское хозяйство «Дустлик» в течение многих лет оплачивало налоги за все земли в его распоряжении – поливные, богарные или не используемые в сельском хозяйстве, по одинаковой ставке, то есть как поливные земельные площади.

Вот в чём заключаются проблемы, с которыми столкнулись в фермерском хозяйстве «Дустлик».

К сожалению, создаётся такое впечатление, что решение районного экономического суда было вынесено «автоматически», а дело по фермерскому хозяйству рассматривалось как попало.

Поскольку, если бы это было выполнено добросовестно, то ещё в решении от 27 апреля 2020 года судья Абжалов обязательно рассмотрел бы документы, которые мы увидели, и непременно зафиксировал бы их в своём решении.

Хотелось бы обратить ваше внимание ещё на один аспект. Когда Шункор Худайбердиев стал хокимом Пастдаргомского района, то очень многие фермеры потерпели большие убытки за короткий промежуток времени. Поскольку он за это недолгое время изъял земли многих фермеров в резерв под предлогом оптимизации, а зато предоставил одному только фермеру более тысячи гектаров земли.

В результате ряды «армии» безработных в районе пополнились ещё на несколько сотен человек, и они вынуждены уехать за границу бросив семью и родной дом, в поисках работы «на чужого дядю» в России.

Однако, хоким не хочет отступать от своего. Не говоря уже о районе, на уровне области пока ещё не нашёлся человек, который мог бы его поставить на место.

Надеемся, что после этой статьи ответственные ведомства скажут своё слово, и внесут свой вклад в вынесении справедливого решения.

Толиб Рахматов, корреспондент Kun.uz
Шухрат Шокиржонов, корреспондент Kun.uz
Мухаммаджон Ганиев, оператор Kun.uz

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

P.S. Редакция Kun.uz ждёт ответа из Верховного суда, о том, насколько объективно и справедливо было решение судьи района, о возврате апелляционной жалобы гражданина в Самаркандском областном экономическом суде, о принятии сестры покойного фермера в качестве доверенного представителя в экономическом суде Пастдаргомского района, и затребовании у неё доверенности в апелляционной инстанции, а также ответа из Законодательной палаты Олий Мажлиса по решению, принятому на основании документов с ложными сведениями Кенгаша народных депутатов Пастдаргомского района.

Больше новостей