«Мы надеемся на лучшее». Маститые журналисты о сегодняшнем дне, проблемах и необходимых реформах в сфере узбекской журналистики

Общество 10:09 / 30.06.2020 2777

Накануне праздника – Дня работников печати и СМИ, корреспондент Kun.uz навестил группу известных журналистов, и попросил поделиться мнениями о сегодняшнем дне журналистики. Представители журналистики старшего поколения выразили своё мнение, ответив на два следующих вопроса:

1.    Каким вы видите сегодняшний облик журналистики, и в чём состоят её основные проблемы?

2.    Как вы считаете, в каких реформах нуждается узбекская журналистика?

Карим Бахриев:

Фото: со страницы Карима Бахриева в социальной сети Facebook

1.Мир зиждется на извечном и равномерном и всё в этой жизни взаимосвязано. Если воздух станет теплее на несколько градусов, это приведёт к таянию ледников и поднятию уровня океанов, а значит, к изменениям на карте мира. От коронавируса, возникшего из-за того, что кто-то съел противоестественное для человека – летучую мышь, содрогнулось всё человечество. Точно так же журналистика Узбекистана не существует обособленно от жизни узбекского общества, она неразрывно связана с населением страны.

История журналистики на протяжении более ста лет неотделима от политической ситуации в обществе. После Столыпинских реформ во время царизма появилась надежда в лице члена государственной думы Бехбуди и джадидов. Вместе с тем, назревал Октябрьский переворот. Надежда на изменения к лучшему выдвинула вперёд Чулпана и Кадыри, но постепенно эти надежды сменились разочарованием – начались репрессии, ссылки, и джадиды были истреблены.

Потом начались реформы Хрущёвской «оттепели», громкие слова о разоблачении культа личности, надежды на то, что «Минувшие дни» и «Тайны рассвета» перестанут быть запретным чтением, но снова авторитаризм поднял голову, и началось долгое время застоя.

Гласность Михаила Горбачёва снова пробудила общество и журналистику, газеты стали выходить миллионными тиражами, появились новые джадиды, которые готовили независимость. Однако, после достижения независимости, через 4-5 лет снова начались годы единовластия и культа личности, а очередные джадиды, пробудившие гласность, либо были арестованы, либо покинули страну, либо стали хранить молчание.

И наконец, с конца 2016 года начался период «новых реформ». Новый президент Шавкат Мирзиёев стал призывать к гласности, к реформам. Сегодняшняя журналистика тоже находится в состоянии надежды. Часть народа, романтики, как мы с вами, журналисты и блогеры, верим в эти реформы, и мы снова вышли вперёд с надеждой, что пройдена «точка возврата». Другая категория людей предпочитает молча наблюдать, и думать, что скоро всё будет как прежде, что народ не сможет воспользоваться демократией, и силы со старыми взглядами снова встанут на ноги.

Лично я на стороне тех, кто верит в реформы, и считаю, что это наша последняя возможность.

Что нужно для развития журналистики?

Прежде всего, нужна политическая воля. Об этом постоянно говорит глава государства Шавкат Мирзиёев. Если бы не было политической воли, то разве сегодня было бы возможно открыто говорить о правде?!

Во-вторых, следует усовершенствовать законы по СМИ. К примеру, следует исключить клевету и оскорбление из уголовного законодательства (в этом году Агентство информации и массовых коммуникаций на основе постановления президента разработало законопроект об исключении из Уголовного кодекса Республики Узбекистан лишение свободы за клевету и оскорбления – ред.). Достаточно, что эти правонарушения присутствуют в административном и гражданском кодексах. В стране, где за слово и мнение есть тюремное наказание, никогда не будет свободы слова. Ни в одном развитом, культурном народе и государстве нет такой статьи, это осталось только в авторитарных и тоталитарных государствах. Это поддерживается должностными лицами, потому что они боятся критики, и говорят народу так: «Неужели, если вы будете оклеветаны или оскорблены в газете или в Интернете, это останется без наказания?»

Прежде всего, без наказания не останется – это будет наказываться согласно административному и гражданскому кодексу, будет выплачиваться штраф, средство массовой информации могут закрыть, кроме того, СМИ опубликует опровержение ложной информации согласно законодательству, и будет отвечать за свои слова. Конечно, не бывает тюремного наказания за одно слово. Если журналиста закрыть в тюрьму за его слова, то остальные тысячи журналистов будут воздерживаться от критики, молчать, или только расхваливать. А хвалебные речи – это «ограбление, ставящее нас на колени».

В-третьих, менеджмент СМИ должен перейти на рыночную экономику. Согласно законодательству, вы сможете вложить капитал в любую сферу, но в сфере СМИ есть границы, иностранный капитал в уставном фонде не должен превышать 30 процентов, какое-либо издание не сможет самостоятельно привлечь средства из-за рубежа, сначала они должны поступить в «общий котёл» - Фонд, а там уже решат, кому их отдать. А владелец капитала, конечно же, лучше вложит деньги в определённый, конкретный проект.

Как видите, сфера печати не может вступить в условия конкуренции, важные для рыночной экономики. Я понимаю, что эти ограничения остались от предыдущего времени «железного занавеса», когда всего боялись. Тогда говорилось, что иностранные государства не должны воздействовать на мнение общественности. А теперь мы действуем справедливо и честно, чего нам бояться?!

В-четвёртых, открытое мнение народа и принятие сознательных решений – это настоящая основа стабильности и безопасности. Толпа без мышления и сознания – враг безопасности.

2.Конечно, узбекская журналистика нуждается в серьёзных реформах. Государство, общество и человек – это единый социальный организм. Журналистика самостоятельно не может либерализироваться. К примеру, если развязать человеку руки, а ноги оставить связанными, он не сможет ходить, или если открыть ему рот, но закрыть нос – он сможет говорить, но дышать не сможет. И в каком состоянии он тогда окажется...

Развитие журналистики в условиях свободы слова связано с административно-политическими реформами государства, а медиабизнес, то есть повышение статуса менеджмента журналистики, связан с созданием реальных условий конкуренции в стране с настоящей финансовой свободой, с развитием настоящих рыночных отношений вместо монополистической экономики. То есть, для экономической стабильности нужно иметь много читателей. А для того, чтобы было много читателей, нужно писать и уметь писать правду. Благополучная жизнь после написания правды зависит от приоритета закона, от справедливости. Тогда как справедливость зависит от создания гуманных законов, то есть от независимого парламента. Такой парламент необходимо избирать только на основе свободных и альтернативных выборов. Для соблюдения законов, принятых таким свободным парламентом необходима только система правопорядка, подчиняющаяся закону и независимая судебная система.

Как видим, без всего этого журналистика сама по себе развиваться не сможет.

Хуршид Дустмухаммад:

1.У нас очень мало ярких красок, чтобы нарисовать сегодняшний облик нашей журналистики. Корень сегодняшних проблем – это плод 30-летних деревьев. А в первых рядах виновников стоят советчики, которые с любовью поливали и ухаживали за этими деревьями. И никто ведь не сказал: «Слушайте, друзья, мы столько направляли вас, но всё как было плохо, так и осталось и просвета не видно, давайте покончим со всем этим!», хотя бы с точки зрения совести, чести.

А наши журналисты? Главные редакторы? От всей души выполняли эти «мудрые» инструкции в духе мнимого патриотизма, любви к независимости? Те, у кого осталась хоть капля гордости и совести, бросили писать.

Общественность в это время была только зрителем. И что в итоге? Никто в открытую не сказал, неужели наша пресса и телевидение стали заниматься очковтирательством? И вот, в результате нашего огромного терпения и молчания, состояние нашей национальной прессы докатилось до такого уровня.

Авторитет, утерянный за 30 лет, нелегко будет восстановить за 3-4 года. Но, несомненно, одно: результат начатых президентом реформ целиком и полностью зависит от свободной деятельности средств массовой информации!

В советское время мы подписывались на газеты и журналы из России, Латвии, Литвы, Эстонии, Азербайджана, Грузии. Читали по очереди, передавали по рукам. Спорили. Делали выводы. Если не получали какой-то номер, спрашивали друг у друга, искали.

А теперь? Разве можно в наше время услышать фразу: «Почему такая-то газета не выходит? Почему такой-то журнал не печатается?». Такова степень слабости, беспомощности!

Если кто-то не читает газеты и журналы, то пусть не читает, это признак его вкуса, уровня, мировоззрения, культуры. Но социальные сети, блогеры – это еще не полноценная журналистика. Да, они тоже нужны. Пусть социальные сети и блогеры ищут, показывают, информируют людей, анализируют письменную журналистику, разъясняют, направляют. И таким образом они будут дополнять друг друга. Вот где выход!

Нельзя доверять культуру и судьбу общества хокиму или министру, которые призывают не читать прессу!

Давайте подумаем не о том, как уничтожить то, что есть, а о том, как это приумножить.

Посмотрите на находчивость ответственных лиц министерства высшего и среднего специального образования: в нескольких высших учебных заведениях нашей республики открылись факультеты журналистики. Мы очень обрадовались. Зато почему-то вдруг, под маркой специализации по другому направлению, закрывают факультет международной журналистики в составе Узбекского государственного университета мировых языков, который действовал более 20 (!) лет, приобрёл определённый опыт, сформировал свой научный потенциал, выпустил студентов, которыми гордилось бы любое высшее учебное заведение. И где тут логика? Где национальный интерес? Где понимание и восприятие своеобразных тонкостей сферы?

Теперь, пока новые факультеты накопят опыт и потенциал на уровне факультета международной журналистики УзГУМЯ, что будет с нашей сферой?

Эти вопросы, увы, остаются без ответа...

2.Авторитет учителей и наставников в обществе должен находиться на самом высоком месте. Врачи тоже в этом числе. В данный момент авторитет журналистики и журналистов также не должен уступать. Не следует забывать, что состояние всех отраслей улучшится и наладится только если мы поднимем национальную журналистику.

Время кардинально меняется, и если мы не воспользуемся этой возможностью продуктивно, то это будет позор для нас, и мы пожалеем потом. Наши опытные коллеги, которые не могут идти в ногу со временем, уступят дорогу молодёжи, что в конечном итоге послужит будущему нашей профессии. Если вы любите нашу профессию, и не безразличны к её судьбе, то нужно будет поступить именно так. Поверьте, молодое поколение лучше, грамотнее нас, и они смогут работать продуктивнее, принести больше пользы, чем мы.

Наука в отрасли национальной журналистики тоже в прискорбном состоянии. Пока не закреплены теоретические основания, практика будет оставаться на соответствующем уровне. Теперь будут прогрессировать только те сферы, которые имеют крепкий научный фундамент. Это аксиома!

Кулман Очил:

1.Облик, авторитет и будущее журналистики, средств массовой информации связан с интернет-изданиями, и это истина. Ещё вчера многие думали о них: «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало». А теперь все, снизу доверху, считаются с ними. От рассвета до заката взгляды всех, от мала до велика, направлены на экран телефона или компьютера: ну-ка, посмотрим, что делается в мире?

Газеты и журналы, теле- и радиоканалы, ещё вчера бывшие «на коне», стали уступать интернет-изданиям и блогерам в объективности, оперативности, смелости и разнообразии, тем самым оказавшись в затруднительном положении. Один за другим стали открываться сайты, а те, которые есть, расширяться, все ринулись в социальные сети. Стали уменьшать «подслащённые хвалебные новости», и увеличивать темы «на злобу дня». И вот теперь посмотрите на пестрящие заголовками интернет-издания и блогеров: они сразу же берут быка за рога! Конкуренция!

Те, кто связывает этот процесс только с развитием науки и техники, мягко говоря, заблуждаются. В основе этих достижений, прежде всего, воплощена стабильность принципов гласности и демократии в нашей стране, высокие результаты реформ, осуществляемых в сфере средств массовой информации. А результатом будет соответствие требованиям и веяниям нового века, стремительного времени, постепенно ускоряющего свой ход.

2.Невозможно осуществить реформы в обществе без помощи тружеников пера, то есть журналистов. Это тоже истина. Объективное слово журналистов, конечно, может не понравиться всем, особенно, чиновникам с поверхностными, устаревшими взглядами и халатной работой. Это разозлит их, но и они уже умерили свой пыл. Посему, мы должны быть благодарны нашим коллегам-интернетчикам, которые первыми поднимали и поднимают самые актуальные проблемы и недостатки нашего общества. Именно им рукоплещет наш народ, жаждущий справедливого и правдивого слова. Это самоотверженные молодые люди, которые столько раз «получали по мозгам» из-за своей объективности, но не упали духом, и дальше идут вперёд. Да, именно молодёжь!

Наше государство, общество, народ и сами средства массовой информации очень заинтересованы в постоянном пополнении наших рядов такими молодыми людьми. Самая большая проблема в сфере журналистики – это не нанести вреда равновесию этой заинтересованности. Государство на пути к подъёму, общество, отказавшееся от застоя, и народ, стремящийся к науке и просвещению, всегда будет всесторонне поддерживать своих журналистов.

Пусть это счастье теперь никогда не покинет нас!

Kun.uz ещё раз поздравляет с профессиональным праздником всех самоотверженных мастеров своего дела.

Подготовил Ильяс Сафаров

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Больше новостей