Садриддин Шамсиддинов, психолог, трудящийся в одной из общеобразовательных школ Гиждуванского района Бухарской области, говорит, что организация деятельности школьных психологов (особенно, в районных условиях), неэффективна.
Он перечислил проблемы, с которыми сталкиваются психологи в районной школе, исходя из своей практической деятельности.
Проблема с кадрами
- Сегодня в школах пользы от психолога фактически очень мало. Во-первых, это связано с проблемами подготовки кадров-психологов в системе высшего образования.
Высшее образование готовит неквалифицированных психологов, психологическое образование основано на старых источниках, не связано с практикой. Если у студента есть склонность к самостоятельным изысканиям, тогда он может чему-то научиться. О себе я тоже стесняюсь сказать, что я высококвалифицированный специалист.
Во-вторых, статус психолога в школе оставляет желать лучшего – его рассматривают как ненужного человека. Конечно, огромна роль психолога в жизни ученика в таких аспектах, как половое воспитание, суицид, препятствия в адаптации к социальной жизни, общение со взрослыми, выбор профессии, но на деле этого не видно.
Психологические тесты непригодны
- Я считаю, что тесты, используемые для работы с учениками в школах, отстают от времени. Поскольку психология сегодняшних подростков отличается от времён, когда были составлены эти тесты. Каждые 20-30 лет поколение меняется, это означает, что появляются новые взгляды, новый дух. Поколение, родившееся после 1996 года – это «поколение зет», естественно, что они мыслят иначе, чем предыдущее поколение, у них другая психика. Но при работе с ними используются тесты, основанные на экспериментах, проведённых с представителями другого поколения. Эти тесты не могут раскрыть их душевное состояние, поэтому и непригодны для применения.
Однако, эти тесты отправляют нам «сверху», поэтому мы вынуждены работать на основе именно этих тестов.
В одном классе в среднем 30-35 учеников. Есть такие тесты, где количество вопросов доходит до 50. Психолог должен применить их к каждому ученику, по одному посчитать, классифицировать. На это уходит очень много времени и ресурсов. И что делает психолог в конечном итоге? Или «от фонаря» отмечает выполненные тесты как «положительные» или «отрицательные», или не показывает тест ученикам, а просто сам «для галочки» их выполняет.
Если рассматривать с научной точки зрения, то основным методом психологии является наблюдение и беседа. Только с помощью этих двух методов можно определить аспекты, не выявленные с помощью теста. По этой причине целесообразно было бы сократить количество тестов, оставить только самые важные – о склонности к депрессии, к суициду, и уделять больше времени тренингам.
Кроме того, во время психологических занятий есть методика профессиональной ориентации учащихся. Наши тесты списали с европейской модели, и модифицировали, но модифицировали неудачно. Если вы заглянете в эти тесты, то увидите, что есть вопросы по профессиям, которых у нас нет, они бывают только в Европе. Да что там ученики, сами психологи не всегда понимают суть этих вопросов.
Не проводятся уроки по психологии
- Не выделяются часы для проведения психологических занятий, поэтому нет возможности организовать отношения психолога с учениками.
Скажем, психологу нужно взять тест на определение психического состояния учеников, тогда ему приходится срывать урок какого-то учителя. Вот так мы и уроку мешаем, и тест проводим «для галочки». Или тесты, предназначенные на 20 минут (есть и больше времени), выполняются за 5 минут. Это, конечно, влияет на правильность и результативность теста, то есть, препятствует выявлению реального психического состояния ученика.
А если не выделено отдельных часов, то когда психологу заниматься с учениками? Какому ученику, уставшему после шести уроков и морально, и физически, понравятся психологические тренинги?
С этой точки зрения, целесообразно было бы ввести в расписание уроков занятия психолога с учащимися.
Кабинет психолога не отвечает требованиям
- Кабинет психолога должен вмещать 15-20 человек. Почему? Потому что простые классы не предназначены для проведения тренингов. Кроме того, кабинет психолога должен быть просторным, светлым, уютным, чтобы ученику было комфортно там. Должны быть условия для беседы с учеником в спокойной, располагающей обстановке.
К примеру, если в кабинете поставить аквариум, это заинтересует учеников. Ученик, который сомневается, рассказать психологу о своём секрете, или не рассказать, увидит аквариум, и это побудит его пойти в кабинет психолога. А посещение психолога может предотвратить какое-то отрицательное явление.
Школьный психолог должен быть не учителем, а другом для ребят. Они должны без страха рассказывать свои секреты психологу, доверять ему. Поэтому при индивидуальной или коллективной работе с учениками кабинет психолога должен отвечать всем требованиям.
Ещё один важный аспект: кабинет психолога должен быть расположен на первом этаже. Это создаст удобства для организации бесед с родителями.
Вопрос штата
- В научных источниках указано, что на каждые 250 учеников должен быть один штат психолога, а в школе, где я работаю, более 1000 учащихся, но всего 2 штата психолога. А по сути, в этой школе должно быть 4 психолога, потому что 2 психолога даже физически не успевают работать со всеми учениками.
Если количество психологов не соответствует количеству учеников, то естественно, и охват, и качество работы с учениками, будет соответствующим.
Кроме того, целесообразно, чтобы в школе был психолог-мужчина и психолог-женщина, потому что мальчики и девочки могут комплексовать при общении с психологом.
Школьный психолог не самостоятелен
- В научных источниках говорится, что статус психолога равен статусу директора школы, руководство должно согласовывать свои действия с психологом. Но ученики относятся к психологу как к ненужному сотруднику на побегушках.
Потому что директор, завучи «вешают» на психолога все мелкие дела, связанные с деятельностью школы. Проверять посещаемость, проводит ли учитель урок или нет – всё это иногда поручается психологу. В результате, психолог не может результативно организовать свою деятельность.
Бумажная волокита
- Как и везде, бумажная волокита не обошла стороной и деятельность школьных психологов. Основной рабочей деятельностью психолога становится составление разных ненужных документов. Сейчас для демонстрации проделанной работы достаточно сфотографировать на телефон. Но психолог проводит много времени за заполнением бумаг. Он обязан ежедневно записывать в тетрадь свою проделанную работу.
Поступают задания от министерства по составлению годовых, месячных и недельных рабочих планов – на каждую проделанную работу должен быть акт. Если проводится тест, то нужно вести его статистику. Данные по каждому ученику нужно собирать в папки. Эти бумаги никому не нужны, но их следует хранить ещё три года после окончания учениками школы.
А теперь скажите, если у психолога бумажной работы «выше крыши», то когда он будет беседовать с учениками? Освободившись от бумаг, от мелких поручений директора, найдёт ли он силы, время, да и желание, чтобы выслушать проблемы учеников?!
В целом, следует кардинально пересмотреть вопрос повышения статуса психолога в школах, создания среды для эффективной организации его деятельности, особенно, в отдалённых районах.
Поскольку, если психолог действительно справится с поставленными перед ним задачами, это может стать профилактикой многих социальных проблем «в зародыше».
Записала Саодат Абдурахманова