«Половина мужчин уехали в поисках работы» - проблема пустеющего кишлака в Джандаре

Общество 13:39 / 17.06.2020 5373

«Но, когда примерно в 2005 году усилился дефицит воды, мы лишились этих доходов, и почти половина мужчин из нашего кишлака выехали на заработки в Россию и другие государства...» - рассказали жители кишлака Рахимабад Джандарского района Бухарской области. Посевы на их приусадебных участках погибают из-за отсутствия воды.

Население, оставшееся без дохода, не может заниматься земледелием. Люди уже обращались везде, куда только можно. Но вот уже несколько лет, вместо воды пачками поступают отписки.

К сожалению, этими письмами невозможно утолить жажду людей и полить посевы.

Откровенно говоря, когда мы побывали в махалле, некоторые граждане с горечью посетовали: «Говорят, что сейчас уделяется большое внимание приусадебным участкам. Даже предложили штрафовать граждан, нерационально использующих приусадебные участки. Так почему же нашими засыхающими участками никто не интересуется? Почему не приходят сюда со «штрафной тетрадью», не читают лекции о приусадебных участках?

Раз уж так нужно штрафовать граждан, не ухаживающих за своими участками, так почему бы не принять меры за безразличие к высохшим посевам сотни жителей?»

Ещё 15 лет назад здешнее население могло кормиться за счёт скотоводства. В каждом доме выращивали по 7-8 голов крупного рогатого скота, по 6-7 баранов, коз. А сейчас во всех хлевах шаром покати.

Нас поразило, что хоть здесь и нет скота, но посеян клевер. Оказалось, что это единственный устойчивый к безводью вид посева, который не погибнет, даже если не поливать его неделями.

По словам жителя этого кишлака Насрулло Джумаева, в 2000-х годах в кишлаке работало 3 насоса, поэтому и водоснабжение было хорошим. Потом эти сооружения устарели, вышли из строя, а надеждам на новый насос за десять лет так и не суждено было сбыться.

В махалле около 700 домов, и 500 из них страдают от проблемы с водой. В целом, тут нужно поливать до 300 гектаров земли. И что, получается, действительно невозможно обеспечить водой 300 гектаров?

Представители хокимията Джандарского района перечислили несколько способов решения этой проблемы. Однако ...

Как сказали нам в хокимияте, для решения проблемы нужно выкопать арык длиной 9 километров.

Второй вариант – установить в кишлаке два больших насоса.

Правда, для этих работ требуются большие средства, и они остановились на другом решении. Поскольку на каждый насос нужно по 600 миллионов сумов.

Другими словами, на одной чаше весов сейчас 1 миллиард 200 миллионов сумов, а на другой – сведённое на нет существование 700 домов! И вот уже много лет перевешивает первая чаша.

Менее затратный третий путь, выбранный местным хокимиятом, не нравится населению. Потому что планируется подвести воду в Рахимабад и соседние кишлаки из фермерских хозяйств с хорошим водоснабжением. Причина недоверия к этому проекту заключается в том, что вода от этих фермеров будет проходить через другие 6 фермерских хозяйств с иссохшими землями. То есть, люди и не рассчитывают, что вода дойдёт до их кишлака. Возможно, хокимият учёл эту сторону проблемы. Но как бы то ни было, население уже сыто по горло этой проблемой.

Кстати, мы уже говорили, что население по этому вопросу каждый год обращается и в областной хокимият, и в другие ведомства. Так неужели за столько времени никто из руководства в Бухаре не ощутил всю серьёзность этой проблемы?

Изначально рахимабадцы написали о нескольких проблемах. Недалеко от кишлака есть огромный полигон отходов, которые не утилизируются, не перерабатываются, не закапываются и не уничтожаются. А ведь это антисанитария!

На полигон каждый день приезжают мусоровозы с отходами из близлежащих кишлаков, и после каждой машины на дороге полчаса пыль стоит столбом (Оказывается, по поручению хокимията с 13 июня дорогу стали поливать два раза в день).

Состояние дороги тоже так себе. Мы описали вкратце все остальные вопросы, дабы не отвлекать ответственных лиц от самой главной проблемы этого кишлака – водоснабжения. Поскольку вода сейчас нужна рахимабадцам, как воздух.

Анвар Мустафакулов,
корреспондент Kun.uz

перевод: Анастасия Ткачёва

Больше новостей