Изначально скотоводческое фермерское хозяйство «Улугбек» кишлака Бешта Хазараспского района, было создано Кадамбоем Ибодуллаевым в 1994 году. Затем направление деятельности было изменено на хлопководство и зерноводство, а земельная площадь доведена до 113,1 гектаров.
66-летний Кадамбой-ака управлял фермерским хозяйством в течение 21 года. Затем он вышел на пенсию и передал руководство сыну Улугбеку Ибодуллаеву.
Решение хокима об изъятии земель в резерв и начале процесса ликвидации
3 апреля 2020 года хоким Хазараспского района Уктам Машарипов вынес решение об изъятии в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек», об осуществлении процесса ликвидации фермерского хозяйства в установленном законом порядке, и проведении повторного тендера на земли.
Основанием для принятия такого решения послужило ходатайство отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района.
Там указано, что для урожая 2019 года (!) на основной площади было запланировано засеять 48,1 гектара хлопком, а фактически было засеяно хлопком 57,8 гектаров (на 9,7 гектаров больше). Планировалось засеять зерном 27,7 гектаров, а фактически засеяли 33,1 гектара (на 5,4 гектара больше). Планировалось засеять 2,7 гектара овощами, 1,6 гектара клевером, а фактически не засеяли. Планировалось засеять 1,9 гектара бахчевыми культурами, а фактически засеяли 3,8 гектаров (на 1,9 гектара больше). Вместо запланированных 2 гектаров маша, засеяли 3,2 гектара (на 1,2 гектара больше). Вместо запланированных 6,5 гектаров кормовых культур засеяли 6,2 гектара (на 0,3 гектара меньше). Планировалось засеять 19,6 гектаров рисом, а фактически засеяли 28,9 гектаров (на 9,3 гектара больше). А также, 2,9 гектара земельной площади использовались нерезультативно.
Кроме того, отмечалось, что руководитель фермерского хозяйства Улугбек Ибодуллаев незаконно пользовался земельной площадью без заключения договора долгосрочной аренды земли с районным хокимиятом.
Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Хазараспского района также дал заключение о том, что договор аренды фермерского хозяйства «Улугбек» должен быть расторгнут, а земли изъяты в резерв районного хокимията.
Содержание заключения не отличается от ходатайства отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района. Вдобавок было указано, что фермерское хозяйство «Улугбек» не уплатило членские взносы размером 2,52 млн сумов на расчётный счёт Совета, и «не признаёт положения законодательства нашей Республики».
Незаконное решение хокима и путаница в ходатайстве и заключении, послуживших его основаниями
Внимание привлекает дата документов, принятых в связи с возвратом в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек».
Например, решение хокима Хазараспского района подписано 3 апреля 2020 года. Однако, как следует понимать тот факт, что послужившее основанием решения ходатайство «Ергеодезкадастра» подписано 6 апреля, а заключение Совета – 10 апреля, то есть уже после подписания решения хокимом?
Кроме того, согласно указу президента №5780, с 1 января 2020 года полномочия Совета Министров Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районных и городских хокимиятов по изъятию земельных участков сельскохозяйственного назначения и переводу их от одного фермерского хозяйства к другому были переданы соответствующим Кенгашам народных депутатов.
Отмена решения и недолгая радость
Руководитель фермерского хозяйства «Улугбек» направил обращение в виртуальную приёмную президента по поводу решения хокима Хазараспского района. Министерство юстиции провело проверку в отношении жалобы, выявило допущение факта правонарушения при принятии решения хокима Хазараспского района от 3 апреля 2020 года о возврате в государственный резерв 113,1 гектаров земель, принадлежащих фермерскому хозяйству «Улугбек», и ходатайствовало об отмене настоящего решения. В результате, 7 мая 2020 года это решение было отменено, а земли возвращены фермеру.
Фермер был воодушевлен, так как была обеспечена приоритетность закона и восторжествовала справедливость. Но радость его продлилась недолго.
12 мая 2020 года Кенгаш народных депутатов Хазараспского района вынес решение о расторжении договора долгосрочной аренды земельных участков с рядом фермерских хозяйств, в том числе, с фермерским хозяйством «Улугбек».
При этом в качестве основания для расторжения договора долгосрочной аренды было указано «неверное использование земель с невыполнением договорных условий, в частности фермерское хозяйство «Улугбек» не засеяло установленные виды посевов, не заключило договор земельной аренды, и грубо нарушило агротехнические мероприятия».
Опровержение фермером фактов, послуживших «основанием» для изъятия земель
Основатель фермерского хозяйства Кадамбой Ибодуллаев прокомментировал факты, указанные в ходатайстве и заключении и послужившие «основанием» для изъятия земель.
Во-первых, в причинах, приведённых в ходатайстве и заключении, указывается урожай 2019 (!) года. Но почему Совет поднимает этот вопрос только сейчас, в самом разгаре сезона, а не зимой, когда как раз и занимаются подведением итогов предыдущего сезона?
Во-вторых, в обвинениях о том, что земельные площади были засеяны в большем или меньшем количестве, напрочь отсутствует логика. Поскольку фермер не получил договоры, где был бы указан годовой план урожая на 2019 год. Согласно практике, применяющейся в течение многих лет в сфере сельского хозяйства, договор с указанием посевных площадей и планируемого урожая фермеру на руки не выдаётся. Это делается, чтобы держать бразды правления над фермерами и проворачивать всё в своих интересах, а в конце сезона предъявлять фермерам «недостатки» в выполнении плана урожая.
Фермеров заставляют подписать и поставить печать на пустой бланк договора о выращивании хлопка и зерна (то есть бланк, где не указана засеиваемая земельная площадь и запланированный урожай), а документ им в руки не дают. Фермеру просто дают устное поручение – «на стольких-то гектарах засеешь столько-то посевов». А в конце года, в зависимости от того, какой получился урожай – хороший или плохой – в пустых графах договора завышают или занижают показатели (земельную площадь или планируемый урожай). Если занизят, то излишки урожая перейдут на счёт фермеров, не выполнивших план. И вот в течение многих лет фермеры работают в таких условиях. Фермеры в полном смысле слова зависимы от местных хокимов, которые держат их на коротком поводке. А «непокорные» фермеры, которые не хотят ставить печать и подписывать пустую бумагу, «выходят из игры».
Фактически, руководитель фермерского хозяйства «Улугбек» узнал о том, сколько ему надо было засеять хлопка, пшеницы, риса или других посевов в 2019 году, не из договора, а из ходатайства и заключений, написанных «постфактум» в апреле 2020 года.
В-третьих, верно, что районный хокимият не заключал договора долгосрочной аренды земли с фермерским хозяйством «Улугбек». Кадамбой Ибодуллаев объяснил, по каким причинам. Он несколько раз требовал у отдела государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района внести ясность о действительной площади выделенных ему земель. Дело в том, что некая часть предложенных фермеру земель своевременно не была изъята в государственный резерв. И сейчас местное население использует эти земли в качестве приусадебных участков. На некоторых землях производились попытки незаконного строительства жилья. Кадамбой Ибодуллаев не хочет, чтобы эти спорные земли попали в его распоряжение, он не желает нести за них ответственность и платить налоги за земли, которыми пользуются другие. Фермер хочет подписать договор после освобождения таких земель. Он не желает скандалить со своими односельчанами. Так разве отдел государственного комитета «Ергеодезкадастр» Хазараспского района не обязан сначала уточнить настоящие границы и владельцев этих земель, узаконить всё это, и только потом предлагать договор долгосрочной аренды? К сожалению, эти работы до сих пор не выполнены.
В данный момент у фермерского хозяйства «Улугбек» есть договор долгосрочной аренды земли (на 45 лет) с районным хокимиятом, заключённый на 94 гектаров земельной площади с конкретными границами.
В-четвёртых, в решении указано, что фермер нерационально использует землю с грубым нарушением агротехнических мероприятий. Но разве там не нужно было отметить, что данный факт изучался комиссией, и подписать акт с участием фермера? Ведь нужно же хотя бы указать, какие именно агротехнические мероприятия нарушил фермер, и каким образом он нерационально использовал землю? Почему депутаты не изучили этот вопрос в присутствии фермера?
Фермер полностью выполнял планы за последние три года, и хочет понять, почему его лишают земли
Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса, право аренды земельного участка прекращается в случае нерационального использования земельного участка, выражающегося для земель сельскохозяйственного назначения в уровне урожайности ниже нормативного в течение трёх лет (по кадастровой оценке).
Однако фермерское хозяйство «Улугбек» в течение последних трёх лет перевыполнило все планы. В том числе, план урожая 2017 года был выполнен на 103,6 процентов, урожая зерна – на 104,7 процентов. В 2018 году план урожая хлопка выполнен на 100,8 процентов, урожая зерна – на 120,6 процентов. В 2019 году план урожая хлопка выполнен на 102,4 процента, урожая зерна – на 120 процентов. Об этом имеются подтверждающие документы.
Кадамбой Ибодуллаев по профессии тракторист, большую часть жизни он провёл, трудясь в поле, занимается фермерством уже в течение 26 лет. Он является одним из самых уважаемых и передовых фермеров Хазараспского района. У него есть вся необходимая техника для земледелия. Несколько лет назад при поддержке Шавката Мирзиёева, в то время занимавшего пост премьер-министра, он приобрёл китайский гусеничный трактор марки YTO. Даже в годы засухи и других неблагоприятных природных условий он перевыполнял планы урожая. Да и в этом году посевы пшеницы и хлопка в фермерском хозяйстве «Улугбек» уродились на славу, и радуют глаз.
Кадамбой Ибодуллаев очень недоволен такой несправедливостью со стороны хокимията Хазараспского района по отношению к своему фермерскому хозяйству. Он не понимает, за какие такие грехи совет депутатов изымает его земли в резерв.
После всех этих перипетий 6 работников, трудившихся в фермерском хозяйстве и кормивших за счёт этого семьи, остались без работы. И теперь неизвестно, что будет с их семьями в такое трудное для страны время...
Нурмухаммад Саид,
перевод Вадим Султанов,
Анастасия Ткачева