Только представьте себе: в наше время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, а частные предприятия США налаживают космический туризм, мы до сих пор не можем обеспечить наши кишлаки и некоторые города качественным Интернетом. Странно, не правда ли? Особенно когда студенты высших учебных заведений с горечью говорят о том, что Интернет плохо работает, это даёт почву для размышлений. Ведь они студенты (лат. studens – «усердно работающий, занимающийся работой»), а сейчас – самое время, чтобы узнать что-то новое. До каких пор молодёжь будет ждать по несколько минут, чтобы элементарно открыть страницу какого-либо сайта, а иногда и бродить по улице, чтобы поймать сигнал связи? И это, можно сказать, в центре города. Что уже говорить о бедных жителях кишлаков, для которых просмотр видео в YouTube является несбыточной мечтой? И как это повлияет на их будущие планы?
Такие компании, как Facebook, Google, Amazon зародились в виде обычного стартапа, и стали дальше развиваться. У их основателей были все удобства для реализации своих проектов. Скажем, если бы в начале 2000-х годов в общежитии Гарвардского университета не работал Интернет, то Марк Цукерберг не создал бы Facebook, ставший первой компанией с рыночной стоимостью более 1 триллиона долларов.
Или если бы у Джеффа Безоса барахлила скорость интернета, если б у него дома постоянно отключали свет, он не создал бы Amazon и не стал бы самым богатым человеком в мире. Если бы у Илона Маска не было условий, он не смог бы заложить основы компаний PayPal, Tesla, Space X, и они так и остались бы проектами. Когда мы говорим о создании условий для молодого поколения, не следует забывать об улучшении качества Интернета. В том числе, в сельской местности. Ведь в этом нет ничего сверхъестественного.
Тем более, не следует забывать о том, что сейчас все на карантине. В Узбекистане много говорится о развитии фрилансинга, о том, что следует обучать этому молодёжь, в особенности сейчас, когда многие в период пандемии остались без заработка. Фрилансинг подразумевает дистанционное оказание услуг физическим и юридическим лицам через Интернет. А какой тут фрилансинг, когда элементарно не ловится мобильная связь? Конечно, в Узбекистане есть и те, кто нашёл себе такой дополнительный заработок. И как им работать? Хорошо, если начальство понимающее, а ведь могут и сказать «Интернет не работает – ваши проблемы»...
Мы разговорились с одним туристом, и он сказал интересную вещь: «Я видел вашу рекламу на многих телеканалах мира, размещать её там очень дорого, и насколько это эффективно – не знаю. Вы установите Интернет в общественных местах, на остановках, там, где часто бывают туристы, в поездах, в общественном транспорте, повысьте качество, и туристы сами бесплатно будут рекламировать Узбекистан». Очень уместное высказывание. Да что уж там на остановках или в общественном транспорте, в гостиницах-то нет качественного Интернета. Мобильные компании, которые обещают «золотые горы», то есть определённое количество гигабайтов по ежемесячному тарифу, не могут обеспечить качественный Интернет в сельской местности. Мы приведём несколько обращений, чтобы не быть голословными.
«У нас в кишлаке интернет практически не работает. Уходит минимум 2 часа, чтобы отправить учителю ответы на задания онлайн. У нас нет ни интернет-антенны, ни Wi-Fi. Мы живём в горном кишлаке Ингичка. Если кто-то поможет, то сделает нам благое дело»
Самаркандская область, Булунгурский район, кишлак Ингичка
«Я живу в городке Алтынкан Папского района. Просьба к компании Uzmobile, пусть установят антенну и в нашем регионе. В соседнем кишлаке связь хорошая, а до нас не доходит. Качество Интернета плохое, как в 3G, так и в 2G».
Наманганская область, Папский район, кишлак Чодак
«Я – профессор вуза из города Самарканда. Проводил онлайн-уроки студентам через Uzonline. Вдруг связь прервалась, и проведение уроков тоже приостановилось. Несколько раз звонил по телефонам 1086 и +998712007797. Всё обещают, но толку нет».
город Самарканд
Теперь расскажем в двух словах об Uzonline. Я тоже пользуюсь этим провайдером. Качество связи хорошее. Но ни разу я не смог связаться с оператором Uzonline. Не поверите, как-то звонил оператору целых 30 минут, потом деньги кончились, и телефон отключился. Положил на телефон деньги, и позвонил снова. Мне сказали, что я в очереди пятидесятый. Для того, чтобы подняться на одну позицию выше, пришлось ждать минуты две. То есть, на то, чтобы связаться с оператором, нужно как минимум часа полтора. Да людям что, делать больше нечего? И вообще, существует ли этот пресловутый оператор Uzonline?
Среди авторов обращений есть и сотрудники интернет-провайдеров.
«Я работаю в Uztelecom. Во время карантина нам покоя не было. Мы проводим кабель в кишлаки больше километра в день. Эти кабели Uztelecom переводит за свой счёт. Мы столько работаем, а на вашем сайте только и пишут, что «интернета нет», «скорость плохая», «монополия» ...»
Ташкентская область, Бостанлыкской район
«Я учусь на четвёртом курсе Самаркандского государственного архитектурно-строительного института. У нас скорость интернета очень низкая, поэтому возникают проблемы с участием в онлайн-занятиях. В марте я обратился в соответствующие ведомства нашего региона для подключения к сети Wi-Fi, но до сих пор они ничего не подключили. Говорят: «У нас недостаточно оборудования». На нашей улице около 10 студентов, таких же, как и я. Помогите нам».
Самаркандская область, Джамбайский район, улица Беруни
«Нашему кишлаку необходим оптоволоконный Интернет. За то, чтобы протянуть из сети, установленной в центре кишлака, просят 100, а иногда и 500 долларов. Уже все близлежащие кишлаки подключились к оптоволоконному Интернету. А в Келесском АТС, куда мы относимся, сказали: бесплатно мы не будем проводить. Пожалуйста, осветите эту проблему на вашем сайте».
Ташкентская область, Ташкентский район, кишлак Чувалачи
«Много говорится о том, что интернет плохо работает в кишлаках, особенно это бросается в глаза сейчас, когда надо проводить онлайн-занятия. Но даже в городе Ташкенте качество интернета оставляет желать лучшего. К примеру, вот уже два года в домах-новостройках Сергелийского района ни один из операторов мобильной связи не отвечает требованиям. Сам я несколько раз обращался по этому поводу к оператору Beeline, но безрезультатно. В одной из комнат нашей квартиры интернет ещё еле-еле как-то ловится, а в другой – даже антенну не показывает. И со связью тоже так. Не знаю, будет ли толк от моего обращения, просто ставлю вас в известность...»
город Ташкент, Сергелийский район
«Суть моего обращения заключается в том, что в нашем кишлаке есть антенна оператора связи Beeline, она работает по системе 2G. Прошу вас помочь нам в установке аппарата интернет-системы 3G или 4G. Мы много раз обращались в организации, но всё бесполезно. Разве мы не вправе пользоваться такими возможностями?»
Кашкадарьинская область, Яккабагский район, кишлок Чуянли
«В других странах люди пользуются интернетом 5G, а у нас даже 3G не работает. Чем мы хуже других? Ведь за Интернет деньги платим, не используем же даром или в долг?! Звонили в компанию, они сказали, что приедут, но так до нас и не доехали. Помогите нам связаться с соответствующей организацией по этому вопросу».
Хорезмская область, Шаватский район, махалля «Роят»
«В нашем кишлаке установлены антенны Ucell и Uzmobile, но скорость интернета очень низкая. Школьники во время онлайн-уроков еле-еле открывают картинку в 100 кб. Если улучшить качество интернета, это будет хорошо и для нас, и для компании».
Амударьинский район, сход граждан аула Холимбек, махалля «Учёп Сога»
«В нашем регионе интернет плохо работает. Студенты, ученики не могут участвовать в онлайн-занятиях. Антенна Beeline расположена за километр от нас, но связь не очень хорошая. У нас нет Wi-Fi и других мобильных операторов».
Ферганская область, Бешарыкский район, махалля «Капаянги»
«Мы не можем участвовать в онлайн-уроках. Качество интернета плохое у всех операторов: Ucell, Beeline, Uzmobile».
Бухарская область, Гиждуванский район, кишлак Буктарой
«В центре нашей махалли установлены антенны Ucell, Beeline, Uzmobile, UMS, однако качество интернета оставляет желать лучшего. Хоть и работает, но после 00:00 зависает. Здесь живёт много народу, есть санаторий. Те, кто приезжают туда, тоже жалуются на то, что нет интернета. Во время карантина студенты вернулись домой, они страдают от того, что не могут скачать информацию, залезают на возвышенности, чтобы «поймать антенну». Неужели так трудно установить устройство 4G, которое увеличило бы скорость? Проведите расследование по этому поводу, пожалуйста».
Навоийская область, Хатырчинский район, махалля «Алтынсай»
Как видно, обращения поступают со всех уголков страны. И эти обращения были отправлены из тех мест, где Интернет, пусть медленно, но всё же работает. А сколько писем не пришло оттуда, где его совсем нет... В конечном итоге, в наше стремительно развивающееся время нельзя не улучшить качество Интернета в сельской местности (да и в городах это сделать не помешает). Ведь основная часть населения страны проживает на селе. И если поставщики Интернета не могут улучшить качество связи в отдалённых кишлаках, то, может, им чем-то надо помочь?
Если не удовлетворяется потребность людей в информации, от них сложно ожидать чего-то нового. Молодёжь должна знать, что происходит в мире, чем занимаются их сверстники. А для этого нужен Интернет. Ученики и студенты, осознавшие сегодня, что такое онлайн-урок, завтра смогут наблюдать онлайн-уроки высших учебных заведений мира, получать знания, узнавать о каких-то новинках, и завтра они станут квалифицированными кадрами, приносящими пользу государству. Нельзя упускать такую возможность. Ведь сколько узбекистанцев уезжают учиться в другие страны в поисках лучших условий...
Уткир Жалолхонов,
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва