Как видно на верхней фотографии, сточные воды двухэтажного дома в Нишане текут прямо в колодец во дворе здания. Теперь люди в летнюю жару не могут открыть окна, потому что этот колодец источает зловоние. Эта проблема в свою очередь вызвала и проблему с уборной.
В общем, население уже много лет страдает от жизни в антисанитарных условиях. Поскольку в Нишане построено более двухсот двухэтажных домов, а вот системы централизованной канализации нет.
Вы можете спросить: «а в каком отдаленном районе вообще есть централизованная канализация?». Всё дело именно в этом.
Не только в Нишане, но и в ряде других районов Кашкадарьи мы столкнулись с проблемой канализации. Только в этом году поступило несколько обращений из Шахрисабзского, Миришкорского районов, города Карши, именно по этим вопросам.
Изначально в большинстве районов многоэтажные дома строились вместе с канализационной сетью (в любом случае, сложно представить многоэтажный дом без канализации). Однако в этих домах, построенных в 60-70-е годы прошлого века, сети инженерных коммуникаций давно прогнили и вышли из строя. В результате, за последние 10 лет жители многоэтажных домов страдают от серьёзной проблемы.
Мы увидели, что в этих районах вокруг многоэтажных домов стоят туалеты. Проблема ещё и в том, что в некоторых регионах этих туалетов ещё и не хватает. В вышеупомянутом Нишанском районе именно такая ситуация.
Обратите внимание на прошлогоднее обращение от граждан, проживающих в двухэтажных домах махалли «Мираки» Шахрисабзского района: «В нашей махалле собираются строить общую баню, пожалуйста, помогите это предотвратить ...»
Как стало известно, население было против строительства бани именно в связи с канализацией.
«Если канализационная система не работает, то куда потекут сточные воды из бани? Построят ещё один колодец для стока?» - такой вопрос задали шахрисабзцы. Поскольку жителей примерно сорока домов и без того страдают от сточных вод из канализации.
А теперь по поводу канализационных колодцев. Как бы это ни было неэстетично и как бы не противоречило санитарным нормам, у нас почему-то привыкли вместо централизованной канализации строить вокруг домов мелкие сточные ямы. А именно, будь то многоэтажные дома-новостройки, или дома по типовому проекту, строящиеся тысячами – везде одинаковые ямы для сточных вод.
Когда мы побывали в этом году в махалле «Рават» Шахрисабзского района, жители пожаловались на такую картину. Как мы сказали выше, в каждом из новых типовых домов есть сточный колодец. Да, они сверху закрыты крышкой. Однако колодец глубиной полтора-два метра быстро наполняется, и тогда во дворе невозможно находиться без противогаза.
В обращениях из города Карши речь идёт о том, что все трубы прохудились, и подвал полон воды. Все возникающие в городах проблемы в этой сфере упираются в то, что система уже устарела.
И это - не только в Кашкадарьинской области. Сегодня в стране эта «самая постыдная» проблема. Как уже было сказано выше: «разве может быть многоэтажный дом без канализации?». К сожалению, да. У нас строится множество многоэтажных домов, не подключённых к централизованной канализационной сети.
К примеру, жители 5-этажного дома для молодых семей в Гиждуванском районе Бухары вот уже год страдают от проблемы с канализацией. «Централизованная канализационная сеть» в этом доме – сточный колодец рядом с домом. И день ото дня количество этих колодцев всё растёт ...
Как говорят инженеры, строительство канализационной сети намного сложнее и дороже, чем подведение питьевой воды. К сожалению, без канализации санитарные условия всё равно не будут в норме, а это один из основных аспектов благосостояния. Да как бы ни было дорого и сложно, уже пришло время освободить наконец народ от этой наболевшей проблемы.
Достаточно обратиться на номера телефонов, чтобы узнать положение дел на данный момент в республиканском масштабе. Согласно прошлогодним данным, в 57 процентах городов нашей страны (в 79 городах) есть канализационные сети. 23 процента из них нуждаются в ремонте.
5 сентября 2019 года на совещании с участием президента эта сфера была раскритикована. Президент подчеркнул, что для решения таких проблем необходимо резко ускорить работы, осуществляемые в этой сфере.
Как было сказано, в нашей стране до 2030 года намечено довести водоснабжение до 98 процентов в городах и до 85 процентов в селах. Что касается канализационных сетей, в следующее десятилетие их охват будет доведен до 31 процента. На это потребуются средства в размере 4,5 миллиардов долларов.
Естественно, что для улучшения канализационных сетей прежде всего необходимо водоснабжение. В вышеуказанных регионах питьевая вода – это тоже целая проблема. По этой причине только в Гузарском и Камашинском районах Кашкадарьи в этом году намечается выполнение работ на 92,5 миллиарда сумов для строительства и реконструкции водопроводов (обеспеченность водой в этой области составляет 54 процента).
В целом, только в прошлом году по республике на эти работы было выделено 400 миллиардов сумов. Это в два раза больше, чем за последнее десятилетие.
Кроме того, часто публикуются новости о том, что для улучшения проблем в этой сфере также привлекаются средства различных международных финансовых институтов.
Короче говоря, сфера пришла в настолько плачевное состояние, что теперь просто нельзя не выделить большие средства на проекты в этой системе.
Теперь одной из самой основных задач является исполнение и контроль проектов. Мы уже видели результат некачественного выполнения и низкого уровня контроля ряда проектов. Именно в исполнении проектов, связанных с водопроводом, в глаза бросается ряд недостатков, и это уже подвергалось критике.
В том числе, 12 мая текущего года на собрании, посвящённом итогам изучения в контрольно-аналитическом порядке состояния исполнения постановления главы государства от 30 ноября 2018 года «О дополнительных мерах по развитию снабжения питьевой водой и систем канализации в Республике Узбекистан» на примере Ферганской, Кашкадарьинской, Хорезмской и Ташкентской областей, об этом говорили представители комитета по вопросам экологии и охраны окружающей среды Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Члены Сената раскритиковали то, что при реализации проектов в четырёх областях допускались недостатки, а завершение проектов - также задерживалось. Это означает, что действительно допускаются недостатки при реализации проектов, направленных на решение самой актуальной проблемы нашего народа, и на это невозможно закрыть глаза.
Ещё одно соображение.
На наш взгляд, раз уж строительство централизованных канализационных сетей так трудоёмко и дорого, необходимо изучить и попробовать другие современные и нетрадиционные виды проектов.
К примеру, при строительстве локальных канализационных сетей для регионов, далёких от центральных сетей, но с большим количеством населения, можно строить локальные канализационные сети, а воду, которая пригоняется насосом в определённый регион, можно очищать в специальных сооружениях. Об этом проекте год назад сообщали ответственные лица Министерства жилищно-коммунальных служб. Мы считаем, что вот такие подходы могут пригодиться при устранении проблем с канализацией в отдалённых регионах.
И последний вопрос.
В Нишанском и ряде других районов с каждым годом всё больше поднимаются на поверхность подземные грунтовые воды, и это причиняет большой вред как для населения, так и для сельского хозяйства. К сожалению, эти воды нельзя ни пить, ни использовать для полива. Так, может быть специалисты подумают, что можно использовать для канализации именно эти воды?
Несомненно, проведение в дома одновременно питьевой и технической воды требует лишних расходов. Однако, если применять это только в регионах с дефицитом воды, страдающих от подпочвенных вод, можно убить сразу двух зайцев. Конечно же, это только предложение.
Таким образом, необходимо изучить передовой опыт мировых стран, все предложения специалистов, контролировать исполнение проектов, и сделать всё то, что от нас зависит. Пока наш народ не избавится от сточных колодцев в каждом доме.
Анвар Мустафокулов,
корреспондент Kun.uz
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва