Жизнь часто посылает человеку разные испытания. Как говорится, кому пироги да пышки, а кому – синяки да шишки. Когда в жизни не всё гладко, некоторые опускают руки. Те, кто привыкли вставать и идти дальше, терпеливо ждут, что однажды забрезжит свет в конце туннеля. Как хорошо, что среди нас есть те, кто не сломались под ударами судьбы, и живут с надеждой на завтрашний день ...
В Кушрабатском районе Самаркандской области есть кишлак Джуш. Он довольно большой, с красивой природой. Сегодня мы хотим поделиться с вами жизненной историей уроженки этого кишлака - Гульмиры Кушаковой. Её судьба может и не быть примером для других, но по крайней мере, прочитав этот рассказ, многие подумают: «Слава Богу, что я так не живу». Удивительно то, что наша собеседница не проронила ни слезинки, говоря о своей тяжкой доле. Да, её искалеченная душа возможно и плакала, но она этого не показала.
«Муж сказал: «Мне не нужна жена»
2010 год ... Мне только что исполнилось 19 лет. Я была младшим ребёнком в семье. Росла избалованной девочкой, исполнялись все мои капризы. Когда я подросла, начали приходить сваты. Но я под любым предлогом отказывала всем женихам. Однажды на рынке увидела своего родственника. Он сказал, что нашёл мне жениха. Сказал, чтобы мы встретились, пообщались. Я пошла на свидание. Честно говоря, парень был невзрачным. Он вёл себя как-то странно, и дома я сказала, что он мне не понравился.
Прошло 3 месяца. Пришли сваты от того парня. Отец сказал: «Я сам решил, за кого отдать замуж двух дочерей, и с тобой будет также». Потом я снова пошла на свидание с этим парнем. Он в открытую сказал: «Мне нужна не жена, а работница. У нас много земли, мама уже в возрасте, работать не может». Я пришла домой и сказала маме, что не согласна выходить за него, но это никого не интересовало. Я не смогла воспрепятствовать желанию родителей, и согласилась. Через 10 дней устроили помолвку, а потом – большую свадьбу.
«В брачную ночь жених исчез. А потом...»
Свадьба закончилась. Мы остались с мужем наедине. Он попросил меня принести воды. Когда я вернулась с водой, увидела, что никого нет. Я позвала несколько раз - тишина. Я подумала, что он куда-то вышел, но краем глаза увидела, что он прячется за занавеской. Вдруг он закричал и выскочил оттуда. Я остолбенела. Не знала, что и подумать.
Когда я рассказала об этом свекрови, она ответила: «Он пошутил». Но на этом всё не закончилось. Однажды я вошла в комнату, никого не было, но слышался какой-то шорох. «Где вы, идите сюда» - позвала я. Раздался смех. Оказывается, муж спрятался за трюмо и хихикал там. Я спросила у мужа, зачем он так делает, и он ответил, что жена ему не нужна, и он хочет, чтобы я ушла. Я поговорила со свекровью, рассказала по его выходки, но та снова сказала, чтобы я не обращала внимания.
«Я не смогла жить в условиях моей новой семьи»
Свёкор несколько лет назад умер. В доме жили свекровь, мой муж, две его сестры и младший брат. В семье здоровым был только он. Для него я была не женой брата, а служанкой, он только и делал, что поручал мне работу. Свекровь как главу семьи никто не воспринимал. Ей ни до кого не было дела, она всегда молчала. Одна из сестёр мужа была замужем, но развелась. Они обе были психически больными. Время от времени ложились на лечение в психбольницу.
Когда у них происходило обострение болезни, мы закрывали их в отдельную комнату. Всё хозяйство было на мне. Каждый день я убиралась, чистила помещения для скота, ещё и работала в поле. Всё меня до такой степени достало, что однажды я позвонила сестре и излила свою душу. Когда я сказала, что хочу уйти из этого дома, она меня успокоила, сказала, чтобы я не торопилась, и что она отправит сюда брата, чтобы разобраться в ситуации. Пришел мой брат, был большой скандал. Но ничего не изменилось. Так прошёл год. 25 ноября 2011 года случилось несчастье – у меня произошёл выкидыш. Всё из-за тяжёлого труда.
«Когда я спала, муж резал мне ноги бритвой»
2012 год. Однажды, зимней холодной ночью, я проснулась от боли. Хотела встать, и увидела, что муж сидит у меня на ногах, в руках у него лезвие. Ноги мои окровавлены, а он ещё и смеётся. Наутро я рассказала всё свекрови, и она, как обычно, успокоила меня, сказала, чтобы я не обращала внимания и занималась своими делами.
«2-3 раза в год мужа отправляли куда-то...»
Однажды свекровь сказала, что отправит Фазлиддина (моего мужа) на свадьбу к дальнему родственнику, и больше никто не поедет. Я была против, потому что боялась, что он нас и там опозорит. Но несмотря на это, его отправили туда на 15 дней. Потом я узнала, что моего мужа время от времени отправляли на лечение под всякими предлогами, что он поехал к родственникам, прогуляться и т.д. Когда его не было, он мне часто звонил, спрашивал, как дела. Он всё время бросался из крайности в крайность: то «люблю-не могу», а то смотрел на меня, как на врага. После лечения он обычно хорошо ко мне относился. Вот так и жили. Я как-то сказала свекрови, что устала от этих мучений и хочу уйти. Свекровь ответила, что хочет, чтобы мы жили отдельно. Дом для нас был уже полностью построен, остались только отделочные работы.
А тем временем у мужа опять начались приступы душевной болезни. Я уже была сыта по горло всем этим, бросила всё и ушла к родителям. Потом вернулась, когда за мной пришли свекровь и брат мужа. Мой брат сказал, что в городе у него есть знакомые врачи, и нужно показать им моего мужа. Провели ему полный медосмотр. Сказали, что он здоров, только есть небольшие психические отклонения.
«Когда я второй раз забеременела, мне посоветовали сделать аборт...»
После слов врача я уже не рассчитывала на хорошую жизнь с психически больным мужем. Позвонила отцу и попросила забрать меня. Он приехал за мной. Потом вдруг мне стало нехорошо. У меня сильно болело всё тело. Обратилась к гинекологу. Оказалось, что я беременна. Родственники посоветовали сделать аборт. Но я очень хотела ребёнка. Жалко было избавляться от него ...
Однажды на рынке встретилась с братом мужа. Я сказала, что жду ребёнка, но родственники против. Брат мужа сказал, что отвезёт меня назад. Поехала, но там всё то же самое ... Мужу, откровенно говоря, было наплевать на то, что я ушла, а потом пришла. А я была уже на восьмом месяце беременности. Как-то я допоздна жала пшеницу, собирала горох. Домой еле ноги приволокла от усталости. Свекрови дома не было, она пошла на похороны своей матери. Я сделала все дела по дому, зашла в свою комнату, и легла.
«В роддоме никто ко мне даже не пришёл»
Когда мне стало плохо, я спросила у соседки: «Как считаете, это у меня схватки начинаются? У вас есть дети, вы лучше знаете». Соседка сказала, что мне надо в роддом. Когда я сказала мужу, что у меня схватки, он сказал – мне без разницы, родишь ты или нет, это твоё дело. Дома никто не поинтересовался, что со мной происходит. Соседка не вытерпела, позвонила свекрови и сказала, что меня надо быстро отвезти в роддом. Только после этого брат мужа отвёз меня в родильное отделение медицинского комплекса района. Дал мне 40 тысяч сумов, а сам уехал. Рядом со мной никого не было. В конце концов я позвонила отцу. Он сразу же приехал ко мне.
Через 2 дня я родила мальчика. Наш брак с мужем не был официально зарегистрирован. Поэтому при оформлении свидетельства о рождении возникли проблемы. Когда пришло время выписываться из роддома, никто меня не забрал. Опять позвонила отцу. Отец пошёл к моему мужу и отчитал его. Потом они вдвоём приехали и забрали меня из роддома.
«Сына я не признаю, он не от меня»
Вернулась с ребёнком в дом мужа. Пришли участковые медсёстры и сказали, что мне нужно оформить свидетельство о рождении ребёнка для необходимых медицинских процедур. Сказала мужу, а он говорит: ребёнок не мой. Ещё и стал меня пугать: скоро вас обоих отсюда выгоню. Я не стерпела, взяла 100 тысяч сумов из шкафа, одела сына и вышла. Было уже поздно, шёл дождь. Хоть как, но мне надо оформить свидетельство о рождении. С такими мыслями я вернулась к родителям. Рассказала всё отцу. Потом он помог мне оформить документы на ребёнка. Меня зарегистрировали как мать-одиночку. При живом-то отце в свидетельстве в графе «отец» стоял прочерк...
«Муж хотел задушить ребенка в колыбели»
После того, как я оформила свидетельство, вернулась домой. Однажды дома стало очень холодно. Я попросила мужа посмотреть за ребёнком в колыбели, а сама вышла за дровами на улицу, чтобы затопить печь. Минут через пять прихожу, и вижу, что муж хочет задушить малыша и говорит: «Такой как ты, мне не нужен». Я забыла о том, что в доме холодно. Быстро схватила ребёнка на руки, и так просидела с ним до рассвета.
Потом я сильно поскандалила со свекровью. Сказала, плача навзрыд, что не могу жить с таким ненормальным мужем. Позвонила отцу. Он приехал, и, ничего не сказав, забрал меня и ребёнка. Когда мы вернулись домой, отец сказал, что подаст заявление в суд о расторжении религиозного брака. После почти четырёх лет нашего супружества я стала жить в родительском доме. За это время ни муж, ни родственники ни разу не пришли меня навестить. Теперь все мои мысли были о том, как я буду поднимать ребёнка, потому что он родился очень слабеньким.
«Твой ребёнок - собачий выкормыш. Выброси его»
Однажды мой старший брат пришёл домой пьяным и сказал про моего ребёнка: «Зачем тебе этот собачий выкормыш? Выкинь его, на кой он тебе сдался?». Наутро я рассказала всё другому брату. Он жил с семьёй отдельно, и предложил мне пожить с ними. Я взяла ребёнка и покинула родительский дом. 5 дней жила у брата.
Расспросила людей, и узнала, что в Нуратинском районе в одной богатой семье требуются работники. Хозяин дома сказал, что у меня маленький ребёнок, и с работой я не справлюсь. Я сказала, что хоть у меня и ребёнок, но я буду всё делать. Потом он согласился и взял меня с испытательным сроком на 10 дней. Я делала все домашние дела в двухэтажном доме. Доила семерых коров. Одновременно присматривала за ребёнком. Со временем, у меня начались проблемы со здоровьем. Хозяин дома был недоволен тем, что я часто болею. Я вернулась в родительский дом и поехала в город на приём к гинекологу. У меня болела грудь. Врач сказал, что если я ещё рожу, то болезнь отступит. Я подумала, что эта болезнь несерьёзная, и вернулась на работу.
«Второй мой брак был получше, но...»
Прошло 3 года. У меня начались выделения крови с гноем из груди. Пошла к врачу, он сказал, что это может привести к раку груди. Я поделилась своим горем с хозяином дома, где я работала. Он сказал, что среди его родственников есть один разведённый мужчина, и спросил, выйду ли я за него замуж. Несмотря на то, что я отказала, он привёл этого мужчину домой и устроил нашу встречу. Мой ребёнок от природы был нелюдимым, он от чужих шарахался. Когда тот мужчина сказал ему: «Дильшод, иди ко мне», мой сын сразу же бросился к нему в объятья. Такого раньше никогда не было. Он был очень добр ко мне и к ребёнку. В любой ситуации старался помочь нам. После этого у меня стали появляться какие-то тёплые чувства к нему. Мы прошли обряд никах и стали жить в том доме. Через 5 месяцев мой муж начал пить. Тогда я была беременна, и случился выкидыш. Муж иногда уходил в запой и пропадал из дома на 3-4 месяца.
«Мне пришлось жить и работать в более чем десяти домах»
Если сейчас подсчитать, я работала в более чем десяти домах, в Навои, в Джизаке, и здесь (в Кушрабатском районе). У меня нет постоянного места жительства. Я бездомная. Шло время. Однажды меня начало тошнить, выяснилось, что я снова беременна. Я хотела сделать аборт, ходила по врачам, но не получилось. Родила ребёнка, девочку. Ей скоро будет два года.
«Хозяин давал еду и зарплату - 500 тысяч сумов»
Сейчас мы живём в одном пустующем дворе. Занимаемся земледелием на земле хозяина. Взамен он даёт нам продукты питания. Кроме того, платит по 500 тысяч сумов в месяц. Этих средств нам едва хватает, слава Богу ещё, что хозяин привозит картошку, лук, масло. На покупку других продуктов уже нужно тратить деньги. Об одежде я уже и не говорю. Мои дети донашивают старую одежду после детей хозяина.
Телевизора у нас нет. 2-3 игрушки – вот и вся радость для детей. Оказалось, у моего сына что-то с грудной клеткой. Врач сказал, что ребёнку нужно заниматься спортом. Но у меня нет возможности отдать его в какую-нибудь секцию. Тем не менее, каждый день утром бужу ребёнка, мы вместе делаем упражнения, бегаем во дворе.
«Я потеряла веру в людей ...»
Вся моя жизнь проходит в труде. И за скотиной приходилось смотреть, и дома убирать, и в тандыре хлеб печь. Работу я не выбираю. Даже и не знаю, что вокруг происходит, потому что мои мысли заняты только тем, как на хлеб заработать. Телевизора даже нет, чтоб новости посмотреть.
Однажды мой брат сказал, что в хокимияте малообеспеченным семьям дают жильё, и мне нужно написать заявление. Я не обратила внимание на его слова. Как же, дадут. Тут иной раз на работе вкалываешь, как лошадь, и то деньги не всегда получаешь, с чего это вдруг государство бесплатно даст мне дом? Я просто не поверила. Но брат написал от моего имени заявление о жилье, и отнёс в хокимият. Прошло немного времени. Председатель районного женсовета пришла в мой родительский дом. Она сказала, что пришла по поводу моего заявления, и ей нужно изучить условия моей жизни.
Прошло 7 месяцев. Председатель районного женсовета сказала, что в здании неработающей старой поликлиники выделяют комнаты для малообеспеченных семей. Сказала, что мне тоже там могут дать жильё. Я обрадовалась. Понадеявшись, что у меня будет своё жильё, я стала ходить в хокимият, чтобы мне выделили комнату в этой поликлинике.
Потом председатель женсовета сказала, что мне дадут старый дом в нашем кишлаке. Но на этот дом претендовала также другая 50-летняя женщина, она подала заявление в хокимият на 4 года раньше меня. На собрании с участием председателя и активистов махалли, дом отдали этой женщине.
Спустя время председатель женсовета снова позвонила мне и сказала, что мне все-таки дадут 3 комнаты в здании старой поликлиники. Потом всё «кормили завтраками»: вот завтра, послезавтра, а об этих 3 комнатах в поликлинике все было ни слуху ни духу. Недавно я снова пошла, и они сказали, что дадут жилье после карантина. Так мне и до карантина придумывали всякие отговорки. Говорили, что если я обращусь, то мне выделят участок земли. Но куда, и как обращаться, я не знаю.
Я совсем не знаю, какие у меня есть права. Вся жизнь моя проходит в погоне за куском хлеба. Сейчас моя цель заключается в том, чтобы создать условия для моего сына, которому в этом году идти в школу. Ещё нужно отдать дочку в детский сад и найти жильё...
Беседовала корреспондент Kun.uz
Мухаббат Мамирова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.