«Те, кто находятся среди людей, не зная о своей болезни, гораздо опаснее тех, кого привозят из-за границы» - узбеки в Саудовской Аравии, Египте и Кувейте

Общество 19:32 / 16.05.2020 12140

Джахонгир Жураев:

- Я приехал в Кувейт пять лет назад по контракту с министерством здравоохранения. Моя профессия - анестезиолог-ревматолог. Я все еще работаю врачом. Я работаю здесь с еще 8-10 узбекскими врачами. У нас есть собственное понимание коронавирусной болезни, и мы занимаемся непосредственным лечением.

Сейчас мы в хорошем положении, у нас достаточная зарплата, хорошие условия жизни. Но я не думаю, что наши соотечественники, которые работают в магазинах и ресторанах, сейчас в таком же положении. Они намерены вернуться в Узбекистан. Они обратились в посольство и зарегистрировались на чартерные рейсы.

Администрация посольства отметила, что положение наших соотечественников в Катаре хуже нашего. Мы, врачи, приехали сюда со своими семьями. Правила карантина здесь иные, нежели в Узбекистане. Другими словами, в Узбекистане врач находится на карантине в течение 14 дней после лечения пациента с коронавирусом, а здесь доктора после работы возвращаются домой. При этом они могут заразить и свою семью. Вот почему мы должны отправить наши семьи обратно в Узбекистан. Именно поэтому мы и зарегистрировались, чтобы вернуться домой.

В настоящее время в Кувейте 20-25 человек хотят вернуться в Узбекистан. Конечно, это немного. Поэтому администрация посольства заявила, что, если будет назначен чартерный рейс, они будут доставлены вместе с гражданами из Катара и Бахрейна.

Как врач, я могу сказать, что, если заболевание в Кувейте будет продолжать расти, как сейчас, это может привести к плохим последствиям. По состоянию на 13 мая (интервью было записано 13 мая – ред.) число заболевших в Кувейте составляет 10 277 человек. Из них 75 случаев привели к смерти, а число людей, которые в настоящее время получают лечение, составляет 7 101 человек. Заболеваемость в 4 раза выше, чем в Узбекистане.

Я справляюсь о наших соотечественников в Кувейте, которых я знаю, и оказываю финансовую помощь, если им трудно. Помимо этого, врачи помогают тем, кто остался без денег и крыши над головой. Например, я знаю трех парней, которые остались без работы. Они работали в ресторане. Сейчас владельцы ресторана обеспечивают их едой и жильем. Но есть те, кому работодатели не помогают.

Как долго те, кто потерял работу из-за пандемии, смогут жить в Кувейте, зависит от их дохода. Заработная плата у всех разная. Средства наших граждан, работающих в магазинах, могли быть значительно сокращены, и они могли оказаться в трудном положении. Исходя из собственного примера, я понимаю, что смогу прожить 2-3 месяца, если выдачу зарплат остановят. Но тем, кто работает на обычной работе, приходится нелегко.

В Кувейте строится новый аэропорт. Там работают также 30-40 узбеков. Если туда докатится болезнь, они окажутся в очень сложной ситуации.

В социальных сетях некоторые из наших соотечественников писали узбекистанцам, желающим вернуться из-за границы: «Оставайтесь там, зачем вы едете в Узбекистан? Если вы приедете сюда, вы распространите вирус!» - и подобные негативные высказывания. Прежде всего, каждый гражданин имеет право вернуться на родину. Наши граждане за границей уезжали временно или на работу, они не меняли своего гражданства.

Кроме того, они будут помещены в карантин на 14 дней после возвращения в Узбекистан. Таким образом, нет риска распространения заболевания в Узбекистане. Эта ситуация находится под контролем нашего государства. Не нужно бояться этого.

Что касается COVID-19, то он подразделяется на симптоматический и бессимптомный типы. При симптоматическом заболевание очевидно, у пациентов кашель, повышается температура тела. Но при бессимптомном виде ни одного симптома не наблюдается. Вот чего мы должны бояться. Потому что люди в самом Узбекистане, которые ходят среди других людей, но не знают, что они больны и не проявляют никаких симптомов, более опасны для общества, чем наши граждане, которых возвращают из-за границы.

В настоящее время в Кувейте заболели три узбекских врача. Мы бы хотели, чтобы их доставили в Узбекистан чартерным рейсом, чтобы мы не оказались в такой же ситуации и не ставили под угрозу наши семьи.

Мухаммадзиё Эргашев:

- Я приехал в Саудовскую Аравию на работу в декабре 2019 года. Мы работали в ресторане. 14-15 марта начался карантин, и мы потеряли работу. Прошло два месяца. Мы хотим работать - работы нет, мы хотим домой - границы закрыты. Мы не знаем, что делать. У нас закончились деньги. Дома денег тоже не попросишь, они сами в тяжелом положении.

В нынешней ситуации с пандемией есть узбеки, которые работают. Но их можно посчитать по пальцам. Те, кто работает, работают не так, как раньше, и не получают зарплату в полном объеме.

Большинство людей, которых я знаю, безработные, в трудной ситуации, живут в очень, очень трудных условиях. Что самое страшное, в одном общежитии проживает 50-60 человек, и если болезнь дойдет до нас, наша ситуация ухудшится.

Сейчас я буду говорить от имени многих. Здесь более 200 человек, которые хотят вернуться в нашу страну. На самом деле, их может быть даже больше.

Среди тех, кто хочет вернуться в Узбекистан из Саудовской Аравии, есть больные, пожилые и беременные женщины. Например, вчера я разговаривал с одной женщиной. Когда она услышала, что мы готовили видеообращение, она сказала: «Мы тоже в тяжелом положении, скажите и о нас в видеообращении, пусть нас заберут как можно скорее».

Среди тех, кто хочет уехать, есть те, у кого нет денег, чтобы купить билет на самолет. Но они не составляют большинство. Если будет организован чартерный рейс, мы обязательно найдем деньги.

Мы бы не попросили чартерный рейс, если бы пандемия не проникла в Саудовскую Аравию. Мы можем работать и жить здесь на контрактной основе. Если бы не было пандемии, я бы продолжил свою работу, и думаю, что другие сделали бы то же самое. Год спустя я бы взял отпуск и сам купил бы билет, не прося чартерный рейс.

Рахматилло Рахимов:

- Эпидемиологическая ситуация в Египте ужасная. Причина в том, что местное население не полностью соблюдает карантин. Количество случаев в Арабской Республике Египет почти такое же, как в Кувейте. Но число погибших в Кувейте составляет 75, а в Египте - 544. Эти показатели говорят сами за себя.

Заболеваемость растет день ото дня из-за безразличия египтян к карантинным ограничениям. Поэтому посольство Узбекистана в этой стране советует нам, по возможности, не выходить на улицу.

18 марта был запущен чартерный рейс из Египта в Узбекистан, но нам не удалось улететь из-за нехватки места и большого количества пассажиров. В настоящее время мы ожидаем следующего чартерного рейса.

Состояние наше неплохое, ни один из узбеков в Египте не заражен коронавирусом, и мы находимся в постоянном контакте с посольством. Я сам приехал сюда для повышения квалификации в области арабского языка.

Но несмотря на это, мы слышали, что некоторые студенты находятся в очень тяжелом состоянии. Из-за сложных условий в одном доме живут по 10 человек.

Многие из наших граждан, потерявших работу, живут в одной комнате, потому что у них закончились деньги. В этом случае шансы заболеть также высоки. До сих пор они помогали друг другу. Но если однажды у них закончатся деньги, они окажутся в очень сложной ситуации. Поэтому нужно организовать чартерный рейс как можно раньше.

Мы все живем в надежде, что вернемся домой поскорее. Мы знаем, что чартерные рейсы не являются бесплатными. Если будет организован специальный рейс, мы найдем деньги на авиабилет.

Когда мы разговаривали с посольством, нам сказали, что более 200 человек обратились с просьбой вернуться в Узбекистан.

Среди нас 72-летняя женщина, которая приехала навестить свою внучку в Египте, есть пациенты, приехавшие на операцию, есть маленькие дети и женщины. Я говорю от имени их всех. С учетом этого мы хотим, чтобы наш президент в ближайшее время назначил чартерный рейс в Арабскую Республику Египет.

В оперативном штабе посольства Узбекистана в Арабской Республике Египет Kun.uz сообщили, ​​что 181 человек, оставшиеся в Шарм-эш-Шейхе и Каире 18 марта, были возвращены на родину в свои семьи после 14-дневного карантина. Оперативный штаб посольства предоставляет онлайн-услуги нашим соотечественникам в Египте 24 часа в сутки. Сотрудники индивидуально подходят к обращениям каждого из наших соотечественников, стараясь не игнорировать и не оставлять их без внимания.

Список желающих вернуться в Узбекистан, составляется в посольстве в Каире, а также всех дипломатических представительствах нашей страны в зарубежных странах и на сегодняшний день более 300 наших соотечественников обратились с такой просьбой.

Посольство также ведет дополнительные переговоры с египетскими авиакомпаниями о выполнении чартерных рейсов для наших соотечественников, в частности, в сотрудничестве с египетской авиакомпанией Air Cairo, пытающейся организовать чартерный рейс в Узбекистан. В то же время посольство оказывает необходимую помощь шести нашим соотечественникам, обратившимся в посольство в Египте по состоянию здоровья.

Беседовал Джамшид Ниязов.

Больше новостей