Радиостанция «Голос Америки» взяла интервью у узбекской семьи, зараженной коронавирусом, в Нью-Йорке. Собеседник - Мехринисо Эргашева из города Зарафшан Навоинской области, которая уехала в Америку в возрасте 6 лет. Она живёт в США 22 года с мужем и 4 детьми.
- Я не знаю точно, откуда у меня этот вирус. Но на моей работе мы говорим с очень большим количеством людей. Да, трудно соблюдать все в точности, но я заразилась, хотя и всегда следила за гигиеной. Может быть, это от наших клиентов, мы проводим различные встречи, может так я и заразилась.
Это произошло в конце марта. Потому что с 20 марта меня стал интересовать вопрос коронавируса, до этого я не обращала внимания, не носила маску. Может быть, это и стало причиной. Я носила резиновые перчатки. Так или иначе, с 25 марта я стала плохо себя чувствовать.
- В некотором смысле, вы признаете, что заразились вирусом по собственной небрежности, верно?
- Когда я заходила в дом, я следовала правилам гигиены. Но я не носила маску, когда выходила на улицу. Я не думала, что это так важно. Потому что я прочитала информацию о том, что только заболевший должен носить маску. Вот почему я думала, что здоровый человек может ходить без маски.
- Как проявились симптомы заболевания у вас? Как вы узнали, что у вас коронавирусная инфекция?
- Сначала я не верила, что у меня это заболевание. 25 марта у меня заболело горло. Это продолжалось в течение двух дней, а затем начался насморк. Сначала я подумала, что это просто простуда. На третий день у меня заболело все тело. Эта болезнь протекает у всех по-разному. Потому что позже - после того, как я сняла и выложила ролик о моей болезни - люди начали писать мне: выяснилось, что у разных людей все происходит по-разному. Но был один общий аспект: либо зуд в горле, либо кашель, либо боль в конечностях. От верха до низа позвоночника болят конечности и колени.
- Некоторые не чувствуют запахов, у некоторых понос ...
- Это позже. Сначала болит тело, повышается температура. У многих повышенная температура сохраняется в течение одного дня, у меня было также. У моего мужа была лихорадка в течение трех дней. Как только зуд тела пройдет, вы понемногу придете в себя. Начинается кашель. Когда начинается кашель, способность чувствовать запахи - теряется.
Мой муж сейчас совсем не чувствует запахов, он не ощущает даже вкуса еды. Мое обоняние немного восстановлено, но я чувствую только резкие запахи, вроде гармалы и тому подобное. Например, я пытаюсь почувствовать запах, когда держу ребенка, но не чувствую его.
- Что вы сделали потом?
- Сначала, когда у меня зудело горло и начал течь нос, я подумала, что слегка простудилась. Поэтому я выпила Тера-флю. На третий день, после того как у меня заболело тело, и я слегла, я приняла Ибопруфен. Когда я позвонила доктору нашей компании, он посоветовал мне принимать больше доз витамина С. Я выпила 15 штук за час. Я сделала это просто потому, что поверила ему. Я не рекомендовала бы это другим.
После того, как моя температура немного упала, я позвонила нашему семейному врачу. Он поговорил со мной и провел интервью. Он проверил меня удаленно онлайн, шаг за шагом. Затем он сказал мне: «Мне не нравится твой голос». Потому что у меня были хрипы в горле. Даже тогда я все еще не знала, что заражена коронавирусом.
Он сразу же назначил две дозы антибиотиков. В тот день нижняя часть живота и области таза у меня сильно болели. В понедельник я пошла к гинекологу. Он увидел симптомы и сразу же сказал, что это COVID-19! Я все еще упорствовала в том, что простудилась. Хотя у меня не было полного понимания того, какими могут быть симптомы COVID-19. Он сказал: «Хорошо, мы проведем тест».
В понедельник, когда я сдала анализы, я не могла заснуть и проплакала всю ночь. Я была в депрессии. Я не могла принять тот факт, что то, о чем говорилось по всему миру, настигло именно меня. Честно говоря, я этого не ожидала. Мой муж утешил меня: «Это пройдет, я знаю, ты очень сильная женщина, ты поправишься».
Они позвонили во вторник днем и сказали, что результат был «положительным». Я была еще более растеряна и напугана ... Потом я пришла в себя и поняла, что это испытание и я должна пройти через это.
- Потом вы сдали тест всей семьей?
- Когда я в тот вечер позвонила нашему семейному врачу, он сказал: «Нет смысла сдавать анализы всей вашей семье, потому что вы уже заразили их».
- Ваш муж не обвинил вас?
- Нет, мой муж никогда не скажет такого. Он просто сказал: «Спроси доктора, что нам делать в чрезвычайной ситуации». Мы носили маски и перчатки дома, стараясь не заразить наших детей. Однако в среду у моего мужа начались головные боли. В течение следующих нескольких дней его тело болело и поднималась температура.
- Когда у детей начали появляться симптомы?
- Когда дети болеют, наверное, это самое сложное испытание для любого родителя. Когда человек болеет сам, он может стерпеть, стиснув зубы, но, когда болеют его дети, это трудно вынести.
Из моих четырех детей это началось у моего первого сына. У него начался сильный насморк. Это продолжалось три дня. Мы были в постоянном контакте с терапевтом, педиатром, неврологом и нутрициологом (специалистом по питанию). Прислушиваясь к их советам, я делала свои собственные выводы и ухаживала за своими детьми. Мне было так страшно за моего грудного шестимесячного ребенка. Как я и опасалась, болезнь у него протекала тяжело.
- Как ваши дети чувствуют себя сейчас?
- Сейчас моему малышу гораздо лучше. Температура спала. Три дня назад спала и у моей старшей дочери. Мой сын пришел в себя два дня назад.
Первый симптом у детей - покраснение глаз. Область вокруг носа также краснеет. Течет из носа. Постоянный кашель. У моей 9-летней старшей дочери постоянно болела голова на протяжении двух дней. Я давала ей много витаминов, антибиотиков, воды, я заставляла ее жевать имбирь и пить чай с лимоном.
- В вашей семье 6 человек. Если все вдруг заболевают, наверное, трудно приносить еду, присматривать за детьми?
- Да, это очень трудно. Потому что ты слабеешь, а отдохнуть не получается. Муж тоже слаб ...
- Трудно ожидать помощи извне ...
- Нет, помощь извне пришла. У моего босса было много знакомых и родственников, так как он живет в Америке более 20 лет. Была постоянная поддержка по телефону.
Мы заказывали в супермаркете то, что нам нужно, по телефону, а его друзья приносили все до самой двери.
- Вы живете в отдельном доме. Ваши соседи узнали о случившемся?
- Не знаю. Мы даже не выходили и ни с кем не разговаривали. Мы не выходили из дома с того самого дня. Один раз мой муж взял детей на прогулку. Наш нутрициолог посоветовал не делать этого.
Каждое утро и вечер перед сном мы открывали окна, освежали и дезинфицировали воздух в доме. Если мы хотели подышать свежим воздухом на улице, то только я или мой муж ходили вокруг дома в течение 15 минут ночью, когда вокруг никого не было.
- Вы и ваша семья хоть раз обращались в больницу с того дня, как вы узнали о вашей болезни?
- Я обращалась. В тот день, когда мое состояние ухудшилось, я вызвала скорую помощь. Они сказали, что, во-первых, у вас нет нехватки воздуха, вам не нужна искусственная вентиляция легких. Поэтому лучше оставаться дома и лечиться, если вам нужен совет, обратитесь за советом к своему терапевту. Потому что там ваше состояние ухудшится, так как там нет места, даже если место найдется, никто не будет присматривать за вами, очень много пациентов, лучше присматривайте за своими детьми.
- То есть в больницу поступают только тяжелобольные?
- Да, госпитализируют тех, кто находится в критическом состоянии. Они сказали, что температура 38 градусов не является тяжелым случаем. Значит, в больницу отправлялись люди, которые были в худшем состоянии, чем я.
- Были ли вы и ваша семья поставлены на учет после того, как вам поставили диагноз коронавирусная инфекция?
- Об этом я не знаю. Знаю только то, что наш семейный врач постоянно находится на связи по телефону. Он прислал мне какие-то документы, но у меня нет информации об учете или регистрации.
- Знаете ли вы, как долго вам нужно лечиться дома и когда вы полностью выздоровеете? И будут ли какие-нибудь дополнительные тесты?
- Мой доктор сказал, что мы будем помещены на карантин дома на две недели. 10 апреля прошло 2 недели для меня. Я снова пройду тест 15 апреля. После меня, его пройдет мой муж. Педиатр сказал, что не будет проводить тест у детей, потому что они легко переносят заболевание. Если у родителей результаты выходят чистыми, то у детей анализы брать не нужно.
Я очень благодарна своим друзьям. Они оказались настолько близки нам, всё время поддерживали нас по телефону, справлялись о нашем состоянии и подбадривали нас. Они привозили такие элементарные продукты, как молоко, хлеб и прочее, прямо к нашему порогу. Я была так счастлива, что люди поддерживали нас, когда моя семья оказалась в беде (вытирает слезы).
- Можете ли вы дать какой-либо совет таким людям, как вы, которые страдают от этой болезни или плохо себя чувствуют, и даже здоровым людям, чтобы они не заразились?
- Я тоже не знала всего этого. Когда я сама столкнулась с этим, я начала задавать вопросы и поняла, что это не простой вирус.
Первое, что я сказала бы здоровым людям: постарайтесь не выходить на улицу. Это самый основной совет. Покрывайте голову. Было установлено, что вирус живет в волосах более 5 часов. Он также может осесть на одежде. Вирус остается на открытом воздухе в течение получаса.
Одежда, которую вы носили на улице, должна быть очищена и продезинфицирована, как и подошвы обуви.
После того, как я сделала видео во время моей болезни, я дала совет примерно ста людям о том, с кем нужно встретиться, где сдать тест и так далее.
Человек должен прислушиваться к своему телу и консультироваться с врачом при употреблении пищи и лекарств во время лечения в домашних условиях.
- Сейчас у вас выработался иммунитет к коронавирусу?
- Мой семейный врач говорит, что через 12-14 дней, когда организм побеждает вирус, появляются антитела против вируса, но это не значит, что вы больше не заболеете.
- Мехринисо, эта болезнь позволила вам взглянуть на жизнь и мир по-другому?
- Конечно, эта пандемия дала новый импульс всему миру. Я не знаю, как в других штатах, но жизнь в Нью-Йорке очень беспокойная. В последнее время я часто думала про себя: «Когда я смогу отдохнуть дома хотя бы три дня?». Потому что, несмотря на то, что я сидела дома с ребенком, моя жизнь проходила в спешке, я постоянно торопилась, одевая своих старших детей, кормя их и ухаживая за ними, отправляя их куда-то.
Раньше мой муж часто приговаривал «скорее засыпайте, ешьте быстрее». После недели лечения дома я сказала ему: «Быстрее? Нам некуда идти, куда мы спешим? Это «быстрее» оказалось плохим словом. Мы сами ускорили нашу жизнь», - сказала я.
На самом деле нужно сесть и подумать: что я сделал, чего я достиг в жизни, что мне делать дальше? Независимо от того, куда вы идете, независимо от того, что вы делаете, независимо от того, сколько денег вы зарабатываете, люди, которые будут вас оберегать и всегда будут вам рады, - это ваша семья, ваш дом.
Я думаю, что Бог заставил всех войти в свои дома и побудил людей подумать и посмотреть на свою жизнь. Как мы жили раньше, как мы хотим жить теперь, нужна ли нам та старая жизнь?
С одной стороны, - это огромное испытание для семьи. Потому что из-за работы супруги не могут найти время, чтобы поговорить друг с другом, правильно воспитывать детей.
Мы женаты уже 10 лет. Это стало огромным испытанием для нас. Первые десять дней были для нас тяжелыми: вы не ходите на работу, никуда не спешите, вы постоянно дома, с четырьмя детьми - это не легко.
Время проходит, дети вырастают и начинают строить свою жизнь. А мы остаемся в своем доме, со своими супругами. Поэтому пары должны пытаться понимать друг друга.
Беседовал Одил Рузалиев,
перевод Вадим Султанов.