«Война на дорогах». Почему так много людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях?

Общество 23:46 / 16.02.2020 6617

На наш взгляд, это очень много. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2018 году по числу погибших в ДТП Узбекистан занимает 117-е место среди 175 стран мира. В том же году число погибших в результате ДТП в Узбекистане составило в среднем 11,5 на 100 000 человек.

117-е место среди 175 государств может вызвать утешительный вывод, что много у кого еще хуже, чем у нас, но гибель даже одного человека на дорогах - это много! Так почему же автомобильные аварии уносят так много жизней? Ниже мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Водители

К сожалению, мастерство большинства водителей у нас неудовлетворительное. Мало просто знать, как управлять автомобилем - нужно умело управлять им. Кроме того, многие водители почти не знают правил дорожного движения. Причины такой ситуации в первую очередь следует искать в системе выдачи водительских прав. Что уж скрывать, у нас выдают водительские удостоверения по итогам, мягко говоря, номинального экзамена. А те, кто не смог сдать даже такой экзамен, позже, каким-то образом оказываются счастливыми обладателями «прав».

В этом вопросе несколько лучше обстоят дела в школах по подготовке водителей в крупных городах. Они работают над повышением знаний и навыков граждан, которых обучают, но об автошколах, расположенных в отдаленных районах, этого сказать нельзя. Большинство из них принимают граждан, которые хотят получить водительские права на обучение на договорной основе, они не контролируют, приходит он на уроки или нет. Когда курс заканчивается, они всеми правдами и неправдами выдают клиенту водительские права. При этом обе стороны довольны: одна получает водительские права, другая легко избавляется от необразованного "слушателя".

На мой взгляд, необходимо изменить систему выдачи водительских прав. Необходимо усложнить требования для тех, кто хочет получить удостоверение. Наши соотечественники, выехавшие за рубеж, рассказывают в социальных сетях, что получить водительские права в Европе, США и Канаде непросто, и что для этого им приходится сдавать экзамены снова и снова.

Только один пример отсутствия необходимых навыков у наших водителей: в январе этого года несколько десятков автомобилей получили серьезные повреждения из-за ДТП, которое произошло на участке дороги Карши-Самарканд, проходящей через Нурабадский район. Сотни машин стояли в образовавшейся пробке в течение нескольких часов. Данное происшествие как раз и было вызвано отсутствием навыков у водителей. Несмотря на гололед, когда дорога замерзала и покрывалась густым туманом, автомобили двигались, не выдерживая дистанции между собой и скоростного режима. В результате первую, а затем и вторая машины врезались в остановившийся на обочине грузовик, а остальные, как в кино, последовательно врезались друг в друга.

Да, водитель может не справиться с управлением автомобилем в такую неблагоприятную погоду, будь он даже очень опытным, но количество людей, которые пострадали и повредили автомобили, могло быть намного меньше, если бы водители хотя бы соблюдали ПДД.

Дороги

К сожалению, мы не можем похвастаться качественными дорогами. Как водитель, я часто становлюсь свидетелем того, как пытаясь объехать яму автомобиль выезжает на полосу встречного движения или на обочину дороги, как стремясь избежать возможной поломки своего авто, водитель поворачивает руль в сторону пешеходов. ДТП зачастую случаются и из-за того, что автомобиль внезапно останавливается или выскакивает на «встречку» вследствие разрыва шины или других повреждений, полученных на разбитой дороге. Поэтому некачественные дороги - также приводят к автомобильным авариям и гибели людей. Не будем далеко ходить, независимо от состояния дороги, качественный рисунок линий, разделяющих полос на ней, способен уменьшить количество ДТП. Особенно ночью, важность разметки велика, так как большинство водителей ориентируются по этим полосам в ночное время. Достойно сожаления, что на наших некачественных дорогах даже простая дорожная разметка не нанесена так, чтобы ее было хотя бы видно. Есть также проблемы с дорожными знаками.

Пешеходы, пешеходы, пешеходы

Немалая часть жертв ДТП, - пешеходы. Многие гибнут под колесами даже при пересечении пешеходного перехода. Именно наши водители «стоят в первых рядах» тех, которые не уступают дорогу пешеходам. Я наблюдаю за многими пешеходными переходами на улицах: люди стоят на «зебрах» на нерегулируемых светофорами переходах и ожидают, когда поток машин пройдет. Даже после того, как проезжая часть освободится, они часто бегут по переходу, потому что приближающийся автомобиль может не только не остановиться при приближении к пешеходному переходу, но даже не притормозить и наехать на пешехода.

Если транспортное средство в первом ряду на двух - или трехполосной дороге уступает пешеходу, то наезд на пешехода автомобилями во втором или третьем ряду - также не является для нас новостью.

Вообще, пешеходам в нашей стране нелегко, особенно людям, пользующимся инвалидной коляской или слепым - очень трудно передвигаться на улицах наших городов. На наших дорогах для них практически нет условий.

Конечно, и пешеходов трудно назвать невиновными. Переход улицы в неустановленном мете, ношение наушников или уткнувшись в телефон при прохождении по пешеходному переходу - все это будет продолжать увеличивать риск возникновения аварий.

Пьянство и скорость

Сегодня большинство водителей жалуются на тот факт, что размер штрафов за нарушение ПДД установлен очень высокий. Штрафы, действительно высоки, но в последние годы нарушения правил дорожного движения не уменьшились, даже при относительном уменьшении количества ДТП. Водители, с одной стороны, недовольны тем, что сумма штрафов слишком высока, а с другой стороны - они сами сознательно нарушают правила. Нарушение или соблюдение правил - зависит от самого водителя. Если водитель пожелает, он сможет управлять автомобилем, не нарушая правила. Все дело в желании и преодолении эмоций, сидя в машине.

Теперь, что касается установленных штрафов. Лично я - за то, чтобы пожизненно лишать водителей права управлять автомобилем, в дополнение наказанию, предусмотренному законом, для водителей, которые, превысив скорость или управляя автомобилем в нетрезвом виде, становятся причиной гибели людей. Я не буду сейчас вдаваться в подробности, но мы все знаем случаи, когда несколько водителей управляли автомобилем на повышенных скоростях или в пьяном виде, становились причиной человеческих смертей, а затем под гарантию Союза Молодежи, или из-за того, что пострадавшая сторона отозвала иск, получали незначительное наказание. Правда, их лишают права управлять автомобилем на определенный срок. Но водителей, действия которых повлекли гибель живого человека, следует лишать права вождения пожизненно. Только тогда те, кто пьяными садятся за руль или превышают скорость, - задумаются.

Конечно, кому-то может показаться, что это слишком тяжелое наказание, но наказание не покажется несправедливым, если принять во внимание, что люди, которые умирают из-за водителей, грубо нарушивших правила, имели право жить в этой жизни, а погибли ни за что ни про что. В конце концов, у водителей, по вине которых погибли люди, не требуют наказания «око за око», они всего лишь не будут больше управлять автомобилем.

Неуважение между водителями

Если вы – пешеход, или всегда пользуетесь общественным транспортом, вы не знаете, насколько нервны наши водители на улице. Общая картина такова, что большинство из наших водителей не уважают не только едущих рядом, но и других участников дорожного движения и не имеют понятия об элементарной порядочности. В результате подобного отношения, если один водитель позволит себе неосторожность, другой обязательно оскорбит его или попытается подрезать к обочине, препятствуя его движению. Некоторые водители пытаются «отомстить», не думая о последствиях.

Недавний рейд сотрудников правоохранительных органов выявил у наших водителей целый арсенал оружия, который они возили при себе: ножи, железные прутья, биты, пистолеты. К чему готовятся эти люди? Не иначе, к войне…

 

Гайрат Йулдош

перевод Вадим Султанов

Больше новостей