«Я Х.Б. я из Бухарской области. Я прилетел по маршруту Новосибирск-Бухара. Мой багаж пропал в аэропорту. Но меня не хотят слушать.»
«Я С. Н., мне 61 год. Я отправился в путешествие в Турцию, по возвращению в Узбекистан, на ленте получения багажа моей клади не оказалось. Таких пассажиров, которые потеряли багаж, как и я - немало. Когда такие случаи прекратятся? Кто наведет порядок и возместит причиненный ущерб?»
На сайт Kun.uz поступило несколько писем подобного содержания. Среди их авторов есть и те, кто не знает, к кому обратиться и как действовать в ситуации, когда багаж пропал.
Прежде всего, следует сказать, что ситуации, когда утерян багаж - не такая уж редкость, и в международном авиационном праве установлена процедура решения этого вопроса. Поэтому, когда вы летите на самолете, вам будет нелишне иметь необходимую юридическую информацию о таких случаях.
Кто разыщет потерянный багаж?
Согласно информации компании «Узбекистон Хаво Йуллари», пассажир, который прилетел в аэропорт и не смог найти свой багаж в том месте, где его получают, должен обратиться в отдел «Lost & Found».
Здесь при участии заявителя составляется акт (на международном языке именуемый «Property Irregularity Report» («Отчет о нарушении прав собственности»)) и информация о розыске вносится в международную систему World Tracer.
Если груз не найден в течение 21 дня, пассажиру необходимо подать официальное заявление на имя авиаперевозчика о возмещении причиненного ущерба. В соответствии с международным законодательством за 1 кг груза выплачивается компенсация в размере не менее 20 долларов.
В таких случаях ответственность за пассажирский багаж регулируется на основании нормативных актов компании, международных документов (Варшавская система документации) и Воздушного кодекса Республики Узбекистан.
Сколько багажа отправляют по чужим адресам каждый год?
По данным международной компании информационных технологий в индустрии аэропортов – SITA, процент утерянных и ошибочно отправленных отправлений в 2019 году и снизился на 5,7 процента за последние 3 года. Например, в 2018 году на тысячу человек по всему миру пришлось 5,69 единиц такого груза, что на 2,2 процента меньше, чем в 2017 году. С внедрением технологий, аэропорты также добиваются сокращения числа таких потерь.
Что делать в аэропортах мира, если груз задерживается?
Издание Smartertravel.com в своей публикации перечисляет ряд советов на этот счет. Если на грузовой ленте нет ваших чемоданов, то без лишней паники стоит произвести реальную оценку ситуации и сразу же обратиться в отдел, связанный с доставкой. В таких случаях будет эффективно подать заявление еще до выезда из аэропорта. Некоторые авиакомпании требуют, чтобы пассажир, который заметил, что его багаж утерян, подал соответствующее заявление в течение 4 часов после прилёта. Но большинство перевозчиков принимают такие заявления в течение 24 часов. Если багаж, который принадлежит вам, прибудет следующим рейсом, то вы получите его через несколько часов, если его отправят в другой аэропорт, вы получите его обратно через несколько дней.
От 5 до 30 дней
Обычно, если груз не найден в течение 5 дней, то предположение о том, что он утерян, приближается к истине. Хотя от 5 до 30 дней за статус «утерянный» в определенном смысле ведется борьба, если результата не будет, багаж считается официально утерянным.
Например, на внутренних рейсах в США пассажиру выплачивается до 3500 долларов, а на международных рейсах - компенсация выплачивается в соответствии с Варшавской и Монреальской конвенциями.
Если багаж поврежден...
Если ваш багаж появился на грузовой ленте, стоит немедленно проверить его на повреждения. В случае наличия повреждений, необходимо будет предоставить необходимую информацию об этом.
Короче говоря, в случаях, связанных с багажом, если он утерян, может быть очень полезно досконально изучить, как себя повести. Потому как эта неожиданная и неприятная ситуация может случиться с вами не только в Узбекистане, но и в любой другой части света.
подготовила Зилола Гайбуллаева
перевод Вадим Султанов.