Корреспонденты Kun.uz во время поездки в Россию, пообщались с представителями различных сфер и попытались изучить их трудовую деятельность и возникающие проблемы. В беседе с уроженкой Узбекистана, юристом Валентиной Чупик, которая оказывает безвозмездную юридическую помощь мигрантам из Узбекистана в России, мы поинтересовались важными аспектами их жизни. Разговор сам по себе протекал во взаимодействии с темой вступления Узбекистана в Евразийский экономический союз.
— В последнее время было много дискуссий по поводу присоединения Узбекистана к Евразийскому экономическому союзу. Скажите, в какой степени вступление Узбекистана в Союз повлияет на мигрантов из Узбекистана?
- Очень сильно скажется. С негативной стороны. Примером тому могут служить кыргызские мигранты. Обращений по арестам кыргызских мигрантов в два раза больше, чем узбекских. Хотя на самом деле, количество мигрантов из Узбекистана в России в 6 раз больше, чем кыргызских мигрантов.
Насколько правильно арестовывать кыргызских мигрантов? На этот счет есть приказ Сергиенко (Дмитрий Владимирович Сергиенко, руководитель Департамента по вопросам миграции г. Москвы, полковник полиции– прим. ред.), о не применении, в первый раз высылки из страны граждан, уплачивающих патент. Граждане Кыргызстана не платят патент, потому что они считаются гражданами Евразийского экономического союза.
Это, в то же время, означает, что они более уязвимы и любые нарушения с их стороны могут закончиться депортацией. Об этом полицейские тоже хорошо знают. Поэтому чаще всего ловят именно кыргызских мигрантов. Потому что с них легче выбивать деньги.
Да, они не платят патент по 5 тысяч рублей каждый месяц. Но полицейские берут с них в месяц в 1,5-2 раза больше. Потому что они ловят их, в среднем, два раза в неделю. А наших мигрантов они задерживают в среднем, раз в две недели.
Кроме того, по сравнению с нашими мигрантами официальные возможности трудоустройства кыргызских мигрантов - более низкие. Работодатель тоже не дурак, они понимают, что лучше платить меньше налогов, чем больше.
После трудоустройства мигрантов из Кыргызстана необходимо будет полностью платить налог на доходы с физических лиц. Заявителю с патентом не придется платить такой налог, пока он мигрант. Также, на них не нужно платить социальные платежи и взносы на обязательное медицинское страхование.
Это означает, что использование патентованных рабочих-мигрантов обойдется работодателю примерно на 20 процентов дешевле. Поэтому граждане Кыргызстана вынуждены покупать поддельные трудовые договоры, и никакие выплаты по этому договору производиться не будут. Это очень легко проверить. Если подделка трудового договора будет доказана, то договор и миграционный учет - аннулируются и мигрант выдворяется из государства. В такую ситуацию могут также попасть и наши мигранты, если они станут гражданами Евразийского экономического союза.
Насколько мне известно, цены в Кыргызстане резко выросли после вступления страны в Евразийский экономический союз. Кроме того, с вступлением Кыргызстана в Союз, там практически исчез и промышленный сектор. Мечты о продаже продукции их швейных предприятий в России, к сожалению, не сбылись.
Да, они занимаются торговлей, но они продают швейные изделия, произведенные в России. Поступающие налоги приносят пользу не кыргызскому бюджету, а российской экономике. А рабочие – да, это те же самые рабочие Кыргызстана.
— С какими основными проблемами сталкиваются узбекские мигранты в России?
- Основная проблема - незаконные аресты рабочих и вымогательство у них денег. Вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз не улучшит положение узбекских мигрантов. Как я уже сказала выше, только ухудшит. Потому что при подготовке документов не будет такой процедуры, как сейчас.
Вторая серьезная проблема - это незаконная депортация из страны. 40 процентов обращающихся ко мне - граждане Кыргызстана. А ведь их - 10 процентов из находящихся в России. По официальной статистике, 10 процентов, но на практике это более чем вчетверо больше. Это - также является следствием вступления в ЕАЭС.
Третья проблема, с которой сталкиваются мигранты, - невыплата зарплаты. А у кыргызов эта проблема тоже очень заметна, потому что при заключении договора с ними документы не оформляются, работодателя не заставишь. У узбекистанцев таких проблем меньше.
- Оказывает ли правительство Узбекистана помощь узбекским мигрантам?
- Сейчас Агентство по внешней трудовой миграции начало работать. Мы их благодарим, но боюсь, что это останется личной инициативой руководителя агентства. Я очень боюсь, что эта ситуация будет зависеть от личности людей, которые там работают. Это еще не организовано системно. Но я хотела бы поблагодарить их. Впервые за много лет я почувствовала поддержку. Раньше мне приходилось сражаться в одиночку. Теперь появилась надежда. Но я хочу, чтобы это было на системной основе. То есть система защиты граждан.
Защита наших граждан должна быть возложена не только на Агентство по внешней трудовой миграции, но и на посольство Узбекистана в виде прямого обязательства. В Венской конвенции отмечается, что государство обязано защищать каждого из своих граждан. Я хотела бы, чтобы посольство сосредоточилось именно на этой проблеме, а не на разных представительских мероприятиях.
У каждого мигранта проблема одна и та же: независимо от того, есть у него патент или нет, полицейские берут у него деньги, что называется, за его лицо. И все равно вымогают деньги, рассчитывая на то, что мигрант беззащитен и денег даст. Затем их выдворяют из государства. Хотя половина случаев депортации обоснована, большая их часть незаконна и необоснованна.
Случаи невыплаты зарплаты бывают и из-за того, что работодатели в России считают предпочтительнее давать взятки правоохранительным органам, чем платить зарплату работникам. Например, они за взятку вызывают сотрудников правоохранительных органов, те находят нарушения в документации мигрантов и могут их депортировать. Суровость российских законов, как говорится, смягчается необязательностью их исполнения. И госслужащие здесь не считают, что соблюдение законов обязательно, если им не хочется. И их защищают в этом власти. Такова жизнь.
В Узбекистане я не могу себе представить, чтобы меня остановили за то, что у меня синие глаза. Но здесь они останавливают наших граждан, потому что их глаза - не синие. По сравнению с Россией, Узбекистан - это правовое государство. Россия очень националистическое государство.
По вопросу вступления в ЕАЭС, которое в последнее время находится в центре общественных дискуссий, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно высказывал свое отношение, говоря, что речь пока идет не о членстве, а Узбекистан присоединится к союзу только в качестве наблюдателя, чуть ранее президент в своем обращении к парламенту объявил, что решение о присоединении к ЕАЭС не принято.
"Сегодня прорабатываются вопросы сотрудничества Узбекистана с Евразийским Экономическим Союзом.
Мы, конечно, рассчитываем в этом серьезном деле, прежде всего, на свободную волю и исходим из интересов нашего народа.
Поэтому наши депутаты и сенаторы, которые являются представителями народа, должны подробно обсудить этот вопрос в палатах парламента и сделать ответственные выводы.
Кабинет Министров завершает аналитическую и оценочную работу в этом направлении и представит соответствующие заключения и предложения в палаты Олий Мажлиса.
В то же время, мы продолжим наш диалог со Всемирной торговой организацией, а также работу по заключению нового соглашения о сотрудничестве и партнерстве с Европейским Союзом. Мы также будем и дальше укреплять наше участие в других международных и региональных экономических организациях", - сказал президент.
перевод Вадим Султанов.