Узбекская кинематография насчитывает множество, по-настоящему, хороших фильмов, но большая часть из них была снята десятилетиями ранее. Герой нашего сегодняшнего интервью – Шухрат Каюмов является символом главной фантастической комедии в истории узбекского кино - «Абдулладжан, или посвящается Стивену Спилбергу».
По словам Каюмова, после фильма «Абдулладжан» он не сыграл в других фильмах в главных ролях, объясняет он это большим желанием снимать фильмы, нежели в них сниматься.
«В 1998 году я уехал за границу и тогда уже я участвовал в каких-то картинах, естественно, не в главной роли. Потом, был момент, когда я жил в какое-то время в Казахстане, в Москве, там тоже что-то снимали. Но вот так, чтобы актером, наверное, нет. Надо посвящать себя полностью какой-то профессии и мне понравилось быть по другую сторону камеры. Все мечтают быть актером, но мало, кто понимает, насколько это сложно, насколько это большой вызов для человека. Также отсутствие спроса или предложения, наверное, сыграло свою роль. Снимать кино гораздо интереснее, чем в нем сниматься», – отметил он.
Оказалось, что у Шухрата Каюмова есть своя продюсерская компания Illusion Pictures и с 2003 года студия снимает совместные проекты с зарубежными кинокомпаниями. В частности, совместно с индийской компанией был снят фильм Hoichoi Unlimited (Веселье без конца), который, как утверждает Каюмов, стал причиной прилива нового потока туристов из Индии в Узбекистан, после чего был открыт новый авиарейс из города Мумбай в Ташкент.
«Когда “Веселье без конца” прошел прокат в Индии, он привлек огромное количество туристов в Узбекистан. Если раньше летали только через Дели, то сейчас у нас открыто направление из Мумбай. “Узбектуризм” наградил продюсера фильма с индийской стороны, потому что огромное количество туристов стало приезжать в Узбекистан из Индии. Это – деньги, это – узнаваемость»
Другой большой метр, который он продюсировал «To the Ends of the Earth (На край света)» был снят совместно с Японией.
«Япония очень любит узбекское кино. В Японии “Абдулладжан” очень популярен. Каждый год, когда дни узбекского кино в Японии, они делают официальные показы. Этот фильм им очень нравится. Японцы очень любят приезжать в Узбекистан, они приезжают в Хиву, в Самарканд, в Бухару, в Ташкент и дополнительное кино, которое бы показало Узбекистан на больших экранах Японии, это – огромная реклама для нашей страны. Естественно, туристический поток тоже увеличивается. Это очень хорошо, это – дополнительные инвестиции, это – дополнительные деньги для индустрии», - рассказывает он.
Кроме того, Каюмов рассказал, почему нынешнее узбекское кино отстает от киноиндустрии того периода, когда снимались такие картины, как «Келинлар кузголони» и «Махаллада дув-дув гап», рассказал о своей дебютной работе в качестве режиссера, о том, как он попал в фильм «Абдулладжон» и о многом другом. Смотрите полную версию видеоинтервью на нашем YouTube-канале (Есть узбекские субтитры).
Для справки: Шухрат Каюмов является внуком кинорежиссера Малика Каюмова, и сыном известного оператора Тимура Каюмова. Малик Каюмов был лауреатом Государственной премии СССР в 1981 году, он был последним свидетелем вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и одним из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. Тимур Каюмов за художественный фильм «Эти бесстрашные ребята на гоночных автомобилях» (1974) получил диплом за операторское мастерство Госкино УзССР и Союза кинематографистов Узбекистана.