«История, написанная завоевателем, не может быть достоверной» - беседа с Андреем Кубатиным и Ферузой Джуманиёзовой (часть 2)

Общество 18:17 / 13.12.2019 8175

«Я прочитал книгу «Минувшие дни» три раза»

- Каково было такому книголюбу как вы, ученому, любящему чтение, находиться в заключении без книг?

- Я должен сказать, будь то следственный изолятор или тюремная колония, везде есть библиотеки. Также есть возможность читать книги. Правда, вы не сможете найти там научных книг, но есть классические произведения. Например, за это время я три раза прочитал «Минувшие дни» Абдуллы Кадыри. Позже, когда меня перевели в исправительную колонию №7, я работал в библиотеке, где проводил большую часть своего времени. Знаете, что самое сложное? Это внутреннее ощущение того, что ты наказан за то, чего не совершал, другое дело - если ты наказан за преступление.

«Вряд ли бы я смог выйти из тюрьмы, не будь реформ и гласности»

- Насколько вы были уверены в оправдании тогда? Как вы думаете, что больше повлияло на ваш оправдательный приговор?

-  Если бы не помощь моей семьи, их многочисленные заявления, обивание порогов властных структур, вмешательство мирового научного сообщества, государственная политика гласности и прозрачности, вряд ли я сейчас был бы на свободе.

«Я приняла решение и постаралась «включить» в себе образ сильной женщины»

— Ферузахон, каким этот период жизни был лично для вас? Не могли бы вы поделится с нами о том, что испытывала молодая ученая, жена, чей супруг был необоснованно заключен в тюрьму?  

— Это было тяжелое время. В ту субботу я как обычно проводила мужа на работу, но он так и не вернулся. Затем я долго искала его, это были настоящий кошмар. Особенно для нашего ребенка, ведь ему было всего пять лет, объяснить ему отсутствие папы - было очень сложно. Люди говорили, что не бывает дыма без огня, и наверняка, он виновен. Первые три месяца я была отрешена от мира. Я не могла принять это за действительность, муж был единственным родным для меня человеком, на которого я могла положиться, ведь я вышла замуж и приехала из другой области и здесь практически никого не знала.

 Я не могла встретиться с Андреем, не было ни писем, ни вестей о том, что с ним, где он. Я ничего не знала. Меня окружали различные слухи, но я не знала, насколько они правдивы. Самое плохое – неизвестность. Она мучила меня сильнее всего.

Затем я приняла решение и постаралась «включить» в себе образ сильной женщины. Когда я узнала, где он и нам разрешили увидеться, муж сказал, чтобы я быстрее закончила свою научную работу. В 2018 году я защитила докторскую диссертацию по философии. После, чтобы отвлечь себя, я начала посещать курсы английского языка и вождения автомобиля.

«Узбекский народ – люди, интересующиеся историей»

— Андрей Викторович, как вы вернулись к науке после выхода на свободу?

-  Когда меня перевели в колонию-поселение, я получил возможность свободно писать письма домой. В это время я опубликовал несколько тезисов и статей для конференций. Я приводил несколько цитат, которые помнил и просил мою жену найти книги и вставлять некоторые моменты из этих источников. Я даже находил время на просмотр научной работы своей супруги.

Кроме того, узбекский народ – это люди, интересующиеся историей. Среди заключенных тоже находились такие. При общении с ними, мне иногда казалось, что я читаю лекцию в институте.

«Каждый народ должен гордиться своей историей»

- Как проходит обучение нынешних студентов? Над какими новыми идеями вы работаете сегодня?

-  В настоящее время я работаю старшим преподавателем-совместителем кафедры истории, политики и экономики Китая в Ташкентском государственном институте востоковедения. В мире существует только одна нация, которая, как и Китай, описала свою тысячелетнюю историю. Конечно, поскольку мы долгое время исторически были соседями, наша история, начиная от времен гуннов до 19-го века, отражена в китайских источниках.

Сегодня в китайских архивах хранится около одного миллиона документов, из которых более 10 тысяч относятся к Центральной Азии. У нас они не изучаются. Я стараюсь заинтересовать студентов этими вопросами и привлечь их внимание к изучению истории.

Еще одно, что я требую от студентов - это внимание к родному языку. Потому, что в языке сосредоточены история и культура народа. Если человек хорошо не знает свой родной язык, то не сможет выучить и иностранный.

Чтобы заинтересовать студентов я объясняю им, что история, написанная кем-то, то есть захватчиком, не является подлинной историей. Истинная история может быть написана только представителем нации. К сожалению, до сего времени мы вынуждены изучать историю, написанную завоевателями. Только после подготовки наших собственных национальных кадров, мы сможем написать правдивую историю.

«Историк не должен давать оценку действительности»

- Как вы думаете, возможно ли, рассказать историю без предвзятости и чужих идей – объективно?

- Это зависит, прежде всего, от самого историка, от его совести. Во времена советской эпохи, история писалась «из одного центра». Каждый университет и каждый центр должен высказывать свою точку зрения. И в нашей стране Институт истории Академии наук Узбекистана выскажет своё мнение, а востоковеды напишут свое мнение, Национальный университет тоже должен дать свою оценку. Только после дискуссии между ними, будет создана правдивая история.

Историк не должен давать оценку действительности, он должен её раскрывать. Неправильно оценивать эпоху при ее изучении. Тем не менее, уместно раскрывать её факты исходя из реалий того времени. 

Мы спросили мнение Ферузы Жуманиёзовой по этому же вопросу.

-  Говорят, что история является очень опасным продуктом, произведенным химией интеллекта. Потому что, она напрямую влияет на эмоции читателя. Иногда эти чувства могут привести к написанию неверных вещей и могут привести к отходу от истины. Историк должен, прежде всего, быть объективным в описании развития событий.

Если говорить о нашей 28-летней истории и о том, что в ней написано, то, к сожалению, в ней можно встретить идеи евроцентризма. Они напрямую переписаны из русского историеведения, или переведены из различных источников. Многие школьные учебники написаны по этому принципу. Конечно, их нужно переписывать заново.

«Уважающий себя историк должен знать как минимум два восточных и два западных языка»

Андрей Кубатин также поделился своим мнением о том, каким должен быть современный историк. 

- Я всегда говорю студентам: уважающий себя историк должен знать, как минимум, два восточных и два западных языка.

Все последние новости науки публикуются в научной литературе на английском языке. Однако у нас многие исследователи и преподаватели её не используют, оправдываясь незнанием языка.

Я призываю наших ученых историков перевести лучшие книги в своей области на узбекский язык. Не только историки, но и представители всех наук. Это даст два преимущества: во-первых, книга может быть прочитана массовым читателем, особенно студентами; во-вторых, это будет способствовать развитию узбекского языка, разработке и развитию терминологии.

Больше новостей