«Прочитав закон, - я будто оказался в сказке». Достаточно ли инклюзивных условий в Узбекистане?

Общество 20:43 / 09.12.2019 5581

Предоставляются ли равные возможности людям с инвалидностью? Обеспечиваются ли их гражданские права (например, на работу, учебу) правительством? Отвечая на эти вопросы, мы хотели бы обратить внимание на следующие моменты.

«Только 2% людей с инвалидностью в Узбекистане – трудоустроены»

Рано Шодиева (директор Центра детей и молодежи с ограниченными возможностями):

– В настоящее время насчитывается 710 000 людей с ограниченными возможностями. Из них 101 316 - дети и более 300 000 женщин.

Люди с ограниченными возможностями часто сталкиваются с дискриминацией, выраженной в ограниченной социальной инфраструктуре, включая ограниченный доступ к получению образования и трудоустройству. Немалую роль играет и общественный стереотип.

В этом году исполняется 10 лет со дня подписания Правительством Узбекистана Конвенции ООН «О правах инвалидов».

В настоящее время идет процесс подготовки к ратификации этого документа. Реализация Конвенции поможет инвалидам полностью раскрыть свой потенциал и адаптироваться к социальной жизни. Решение вышеуказанных проблем может быть достигнуто путем развития инклюзивного образования.

Я думаю, что пришло время разработать закон об инклюзивном образовании. Цель инклюзивного образования – создать условия равного получения образования для каждого человека. В нашей стране для трудоустройства людей с инвалидностью предусмотрена 3-х процентная квота. И лишь 2% людей с ограниченными возможностями - трудоустроены.

Необходимо разработать государственную программу по трудоустройству молодых людей с ограниченными возможностями. Нужно сформировать новое мышление общества, которое бы воспринимало таких людей как ресурс, играющий важную роль в развитии общества.

«Прочитав закон о социальной поддержке лиц с инвалидностью, я будто оказался в сказке».

Урол Норматов (Докторант Академии Наук Узбекистана):

– Сложности в поиске работы для людей с ограниченными возможностями заключаются в небольшом количестве рабочих мест и трудоустройстве там, где они есть. Они могут работать наравне со здоровыми людьми во многих сферах области, к примеру, в образовании. В нашем обществе сформировался устойчивый стереотип. Когда наши граждане с ограниченными возможностями подают заявления о приеме на работу в организации, работодатели оказывают сильное сопротивление. Я на собственном опыте испытал и необоснованные оправдания работодателей, и попытку скрыть имеющиеся вакансии.

Ранее, организации, в которых работали люди с ограниченными возможностями, пользовались налоговыми льготами. В новой редакции Налогового кодекса этот вопрос стал предметом дискуссий. С тех пор отношение организаций к людям с ограниченными возможностями изменилось. У нас имеется информация об этом.

По этому вопросу у меня есть предложения. Возьмем, к примеру, сферу образования, по закону, к учителям с инвалидностью прикрепляются секретари. В их обязанности входит оказание помощи в заполнении планов, написании конспектов, а также выполнение прочей подобной работы. Подобная практика может быть внедрена и в других сферах. Конечно, это потребует дополнительных затрат, но подобная система может показать высокие результаты. Было бы неплохо в качестве небольшого эксперимента провести её в отдельной организации.

Согласно нашему законодательству в организациях работодателями должна быть предусмотрена 3-х процентная квота для граждан с ограниченными возможностями. Но, это требование не всегда работает. Поэтому эту квоту следует либо использовать, либо вовсе отменить. Прежде всего, нужно ответить на вопрос: могут ли организации позволить себе предоставить 3-х процентную квоту?

Одна из болезненных проблем заключается в том, что возможности, изложенные в юридических документах, не работают.

Я прочитал закон «О социальной защите инвалидов в Республике Узбекистан». Признаюсь честно, я почувствовал себя как в сказке. Но законы должны работать. Несмотря на то, что у меня высшее образование, тем не менее, мне приходится сталкиваться с различными сложностями, что говорит о том, что ситуация серьезная.

В каждом регионе работают центры содействия занятости и социальной защиты населения. В них должна быть информация о рабочих местах, доступных для людей с ограниченными возможностями. Если есть вакансии и специалисты, то необходимо требовать трудоустройства.

«Говоря о людях с инвалидностью, мы не должны представлять себе немощного пенсионера»

Жамолиддин Ёкубов (окончил Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы, сейчас – безработный):

– Когда один из моих друзей обратился в центр содействия занятости и социальной защиты населения, у него спросили: «тебе что, пенсии по инвалидности не хватает?». Если мы будем мыслить точно также, то так и останемся никому не нужными. У людей существует понятие, что на эту пенсию можно прокормить семью. В центре ему предложили работу, но от такого предложении отказался бы и здоровый человек. Предложенное место работы находилось далеко от места проживания моего друга. Как вы думаете, сможет ли незрячий человек работать в таких условиях?

Говоря о людях с инвалидностью, люди считают, что инвалиды должны либо преподавать в школах для людей с ограниченными возможностями, либо, оставаясь дома, жить на государственную пенсию по инвалидности. Представления о нас довольно странные. Еще одно - работодатели плохо знают законодательство о гражданах с ограниченными возможностями. Из-за незнания закона они отказываются нанимать таких людей, как мы.

Необходимо ознакомить широкую общественность с правовыми основами, разработанными для лиц с инвалидностью. Нам было бы намного легче, если бы разработали методическое пособие для преподавания предметов незрячими людьми. По многим предметам нет учебников со шрифтом Брайля, к сожалению, имеющиеся - не обновляются своевременно. В результате, незрячим абитуриентам сложно подготовиться к вступительным экзаменам в вуз на основе устаревших знаний.

По отношению к людям с ограниченными физическими возможностями сильно чувство сострадания. Но пришло время перестать смотреть на них как на поучительный пример.  Помните, что мы такие же люди, как и все остальные, с такими же правами. У меня есть еще одно предложение. Сегодня существует ряд мобильных устройств, приложений и программ, которые облегчают работу наших граждан с ограниченными возможностями. Я бы хотел, чтобы были разработаны их узбекские версии.

«Ожидается, что организации, которые примут на работу инвалидов, будут получать субсидии в размере до 50 БРВ»

Начальник управления Министерства труда и занятости Темур Махмудов:

– Министерство в сотрудничестве с районными хокимиятами будет оказывать практическую помощь в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями и представителей социально-уязвимых слоев населения. В 2019 году было зарезервировано 123 000 рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите (в том числе инвалидов). Разработаны активные программы их трудоустройства. Во-первых, если предприятия и организации нанимают людей с ограниченными возможностями через агентства по трудоустройству, работодателю будут предоставлены субсидии в размере двух БРВ или базовых расчетных величин (446 000 сумов) в течение 12 месяцев. Таким образом, введен механизм субсидирования.

Кроме того, если работодатели организуют повышение квалификации для людей с ограниченными возможностями, Фонд Министерства предоставит субсидию в размере 4 БРВ. 11 000 граждан уже получили эти субсидии, на которые были направлены из государственного бюджета около 9 миллиардов сумов. Несколько дней назад мы получили списки людей с ограниченными возможностями из Министерства здравоохранения. В настоящее время в стране насчитывается около 600 000 людей с инвалидностью. Из них около 162 000 - трудоспособные. Им нужны приспособленные рабочие места. Мы признаем, что у нас есть недостатки в этой области.

Проект Указа Президента о Государственной программе на 2020 год предусматривает ежемесячную субсидию организациям, в которых работают люди с инвалидностью в размере до 50 БРВ.

«Достижения людей с ограниченными возможностями не следует рассматривать как «чудо»

Дилмурод Юсупов (докторант Института исследований развития Университета Сассекс, Великобритания):

– Если человек с ограниченными возможностями добивается определенного успеха в Узбекистане, то общество воспринимает это как чудо. Но оно закрывает глаза, на то, как у нас обращаются к людям с инвалидностью, с какими препятствиями они сталкиваются в повседневной жизни. У нас принято говорить: посмотрите, он достиг успеха несмотря на то, что он не видит, или не слышит, или же у него нет ноги или руки.   В Великобритании и других развитых странах, эта ситуация (заранее приношу извинения) называется «inspiration porn» или «вдохновляющее порно». То есть представление людей с инвалидностью исключительно в качестве источников вдохновения и мотивации для людей без инвалидности. Когда люди с ограниченными возможностями могут служить примером для других, ленивых, но здоровых абитуриентов и студентов, только из-за их инвалидности.

Еще одна проблема, которую я хотел озвучить это то, что в справке об инвалидности в графе «рекомендации по трудоустройству и занятости» написано: «в специально созданных условиях». Одно это уже пугает работодателя, потому что он отвечает за безопасность работника. И как следствие, он отказывается нанять человека с ограниченными возможностями, ради собственного спокойствия.

Нам нужно доказать, что широкая общественность и наше правительство могут создавать условия для людей с ограниченными возможностями. Они должны стать обычным явлением, а не чудесами.

Заключение

Люди с ограниченными возможностями не являются недееспособными, они также могут быть полезной частью общества. Использование их потенциала может внести вклад в развитие отраслей экономики. Для этого, прежде всего, нужно пробиться сквозь социальные стереотипы.

Подготовила Мухаббат Маъмирова,

перевод Вадим Султанов

Больше новостей