В Джизаке уволенному сотруднику, которому не вернули трудовую книжку, выплатили компенсацию в размере более 68 млн сумов

Общество 16:45 / 16.10.2019 6365

Вот реальный пример: Рахим Ахмаджонов (имена и фамилии изменены) согласно приказу Джизакского областного управления «Агробанк» от 24 февраля 2010 года, был принят на работу на должность управляющего Форишского филиала банка. В связи с тем, что он не прошел аттестацию 28 июля 2012 года согласно статье 100 части 2 пункта 2 Трудового кодекса, трудовой договор с Р.Ахмаджановым был расторгнут.  

Джизакское областное управление «Агробанка» уволило заявителя 28 июля 2012 года, однако не спешило отдавать трудовую книжку бывшему сотруднику. В свою очередь, сотрудник не расписался в личном листке и в книге отчетности о получении трудовой книжки.

Р.Ахмаджонов подал иск в суд на Джизакское областное управление банка и потребовал выплатить моральный ущерб и материальную компенсацию за несвоевременное возвращение трудовой книжки в размере среднемесячной заработной платы.

Необходимо отметить, что Р.Ахмаджонов был помещен под арест 5 сентября 2012 года согласно санкции районного прокурора. Решением районного суда по уголовным делам от 22 февраля 2013 года он был приговорен к лишению свободы.

1 мая 2015 года районный суд по уголовным делам изменил меру наказания на исправительные работы, и он был освобожден из мест лишения свободы.

Р.Ахмаджонов потребовал выплатить ему денежную компенсацию за период его «вынужденного прогула» с момента увольнения - 28 июля 2012 года, хотя в местах лишения свободы он находился с 5 сентября 2012 года по 1 мая 2015 года.

Суд рассмотрев заявление истца о выплате ему компенсации за период его «вынужденного прогула» с момента увольнения, выяснил, что истец был уволен 28 июля 2012 года и до сих пор ему не была выдана трудовая книжка.

Суд принял во внимание, что, даже не учитывая срок пребывания истца в местах лишения свободы с 5 сентября 2012 года по 1 мая 2015 года, ответчик не выдавал документ истцу на протяжении 50 месяцев. Размер его средней заработной платы – 1 миллион 372 тыс. 409 сумов был умножен на 50 месяцев, что в сумме составило 68 млн 620 тыс. 450 сумов - эту сумму суд постановил взыскать в пользу истца.

Суд рассмотрел и вопрос о взыскании морального ущерба и оценил его размер в 1 миллион сумов. Суд счел необходимым взыскать эту сумму в пользу истца. Как видим, несоблюдение работодателем закона обошлось ему  весьма дорого.

Согласно статье 108 Трудового кодекса, в день расторжения трудового договора работодатель обязан предоставить работнику копию трудовой книжки и приказ о расторжении трудового договора.

В пункте 3.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек говорится, что при прекращении трудового договора между работником и работодателем все сведения о работе, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или отдела кадров.

Если по вине работодателя, к примеру, материально ответственному лицу задерживают выдачу трудовой книжки из-за того, что он не сдал какое-либо имущество, то работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула. В таком случае днем увольнения с работы считается день выдачи трудовой книжки.

Приказ о новой дате увольнения должен быть оформлен и занесен в трудовую книжку работника. Предыдущая запись в день увольнения аннулируется.

Сотрудник должен расписаться в личном листке и в книге отчетности о получении трудовой книжки.

Согласно статье 275 части 2, пункта 1 Трудового кодекса РУз, суды удовлетворяют иски работников об оплате вынужденного прогула, вызванного несвоевременной выдачей трудовой книжки при прекращении трудового договора.

В статье 112 Трудового кодекса РУз говорится об ответственности работодателя за незаконное прекращение трудового договора, о том, что размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом оценки действий работодателя, но не может быть менее месячного заработка работника.

В заключение хотим сказать, если работодатель вступает в трудовые отношения с работником, он должен соблюдать законы, регулирующие трудовые отношения.

Собир НАБИЕВ,
судья Джизакского областного суда по гражданским делам

Больше новостей