Накануне нового учебного года в системе высшего образования был объявлен ряд изменений и нововведений. В частности, было предусмотрено увеличение контрактов и сокращение стипендий.
Первый удар
23 сентября 2019 года Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан был объявлен проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О порядке и размерах выплаты стипендий студентам высших учебных заведений».
В нём говорилось о том, что начиная с 2019/2020 учебного года в высших учебных заведениях, будет внедрена система обязательной выплаты стипендий для студентов очных отделений, обучающихся на грантовой основе (бюджетников) и студентов-контрактников (кроме иностранных студентов), оплативших годовую сумму контракта.
Министерство финансов Республики Узбекистан, Министерство высшего и среднего специального образования и другие министерства и ведомства, имеющие высшие учебные заведения, должны принимать во внимание включение, либо исключение из суммы контракта студента размеров стипендий с учетом базового размера ежемесячной стипендии для студентов, включенного в стоимость обучения.
Выплата ежемесячной стипендии студентам вузов, включенной в сумму контракта за учебный год, осуществляется в зависимости от их успеваемости в обучении. Кроме того, студенты, которые имеют отличную успеваемость (не менее 86 баллов) по всем предметам, получат 15% базовой стипендии в течение следующего учебного семестра. Студенту, обучающемуся на «отлично» или же «отлично» и «хорошо» с учетом его активной оппозиции в общественной жизни вуза или же нуждающемуся в социальной защите, будет дополнительно выплачиваться до 50% от общей стипендии в течение следующего семестра.
Для одаренной молодежи, победителей международных, республиканских предметных олимпиад (по направлению образования), будет начислена специальная доплата к базовой стипендии на один учебный год в следующем порядке: победитель международной олимпиады - 50 процентов; победитель республиканской олимпиады - 25%; победитель олимпиады в разрезе вузах - 15%.
С 2019/2020 учебного года в высших учебных заведениях базовый размер стипендий для студентов бакалавриата и магистратуры будет установлен в размере 400 000 (четыреста тысяч сумов). По итогам прошлого семестра, размер базовой стипендии для отличников (рейтинговые показания которых не менее 86 баллов) устанавливаются путем увеличения базовой суммы стипендий на 15 процентов. Начиная со 2-го семестра 2019/2020 учебного года, студенту с удовлетворительным рейтингом по предметам более 30% в предыдущем семестре (с рейтингом 55-70 баллов) не будет назначаться стипендия на следующий семестр.
Студенты высших учебных заведений, которые имеют академический долг без уважительной причины (менее 55% в рейтинге по одному или нескольким предметам), не будут иметь право на получение стипендии с первого дня следующего семестра.
Второй удар
Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан объявило дополнительное сообщение о супер-контрактах. В соотвествии с документом, те, кто не набрал 4 баллов в 2019/2020 учебном году, будут платить супер-контракт в следующем размере, кратном сумме обычного контракта: в 1,5 раза для претендентов, которые не набрали до 1 балла; для тех, кто не набрал от 1,1 до 2,0 баллов - в 2 раза. От 2,1 балла до 3 баллов - в 2,5 раза. Для тех, кто не набрал от 3,1 балла до 4 баллов – в три раза. Для претендентов, которые не набрали более 4 баллов, но заработали в сумме более 56,7 баллов, сумма супер-контракта составляет 10 и 15 раз, а по направлению «Правоведение» – в 25 раз или 229 млн 184 тыс. сумов. Медицинское направление - в 20 раз, то есть 170 млн 649 тыс. сумов.
Возникает правомерный вопрос. Если учитывать минимальную заработную плату, которая составляет 223 тысячи сумов и взять средний заработок за первое полугодие с января 2019 по июнь в среднем получится 2 млн 92 тысячи сумов, то откуда взялась сумма супер-контракта и насколько она оправдана и отвечает требованиям времени?
Почему министерство не принимает во внимание точку зрения населения по данному факту? Почему депутаты и политические партии не выносят этот вопрос на обсуждение? Заявления депутатов нижней палаты - Абдурашида Абдукадырова, Расула Кушербаева и других лиц, сделанные в течение года, были проигнорированы.
По мере приближения выборов, большинство партий предпочитают хранить молчание, не заявляя о своей позиции по вопросам, которые непосредственно влияют на судьбу общества и его будущего – молодежи.
Мы хотим еще раз повторить вопросы от УзЛиДеП для ответственных лиц:
Во–первых, по каким критериям были установлены размеры контрактов?
Во-вторых, имеет ли, в соответствии с действующим законодательством, министерство, полномочия устанавливать дифференцированные суммы контрактов?
В-третьих, правомерно ли то, что при сроке оплаты 50% контракта за обучение в вузе до 1 ноября, официальная церемония посвящения в студенты и оплата ими средств для вхождения в ряды студентов производится до 15 октября 2019 года?
В-четвертых, не противоречит ли такая система образования государственной политике, инициированной президентом и направленной на достижение согласия народа?
Несмотря на несогласие тысяч родителей, сумма контракта повысилась сразу на 18%, а размер стипендии - снизился. Это аргументируется повышением заработной платы педагогов согласно постановлениям главы государства и другими расходами. В народе о таком говорят: рубить дерево, чтобы сделать из него рукоятку топора!
Сегодня по всей стране насчитывается более 300 тысяч студентов высших учебных заведений, обучающихся по контракту.
Студенты, родители и общественность негативно относятся к данному законопроекту. Приводим несколько мнений людей: «Порядок должен оставаться прежним. Это решение несправедливо по отношению ко всем студентам!», «Этот закон ухудшит нашу, и без того нелегкую ситуацию», «Стипендия в размере 400 000 сумов, возможна только в том случае, если она будет использоваться для сокращения расходов по контракту», «Желательно выплачивать студентам стипендию в зависимости от их успеваемости», «Это несправедливо», «В данном решении нет логики», «Следовало бы сначала ликвидировать в учебном процессе коррупцию, несправедливость и кумовство», «Я вынужден подрабатывать и на нынешнюю стипендию - мыть посуду после занятий в кафе», «Это решение полностью разрушило систему образования и похоронило ее», «Как мы посмеем просить столько денег у наших бедных родителей?! А что делать тем, у кого их нет?», «Вы приравняли тех студентов, которые поступили в вуз «за папины деньги» и учатся кое-как, с теми, кто готовились к поступлению и день и ночь, чтобы хоть как-то облегчить участь родителей и оплачивать часть суммы контракты со стипендии?». Все эти жалобы народа, отражают отношение к новому законопроекту.
Услышит ли их кто-нибудь? Не знаю. Некоторые делают высокопарные заявления, вроде: «Ни в одно время, ни в каком государстве не было легко получить высшее образование!».
Во-первых, в Германии, Китае и других государствах, высшее образование – бесплатное, у них запрещено брать деньги за обучение. Турецкие университеты бесплатно обучают тысячи узбекских студентов и даже предоставляют бесплатное жильё и питание. Десятки тысяч узбекистанцев учатся в России, многие из них финансируются из российского бюджета.
Во-вторых, в медресе, где обучались наши прадеды, не брали денег за обучение с родителей. Известно, что Алишер Навои в медресе, которые он построил сам, обеспечивал тысячи слушателей, обучавшихся там.
В-третьих, самое главное, какой будет социальная политика нашей страны и нашего государства?! Мы говорим о том, что большая часть бюджета тратится на образование и здравоохранение. Но повсеместно открываются детские сады для "элиты", школы, где можно получить хорошее образование тоже перешли в категорию «частных», здравоохранение тоже становится платным - с обязательным медицинским полисом, который планируют внедрить. Куда же тогда пойдут триллионы бюджетных денег? Что будет с государственной социальной поддержкой? Разве государство – не опора и поддержка народа? Разве государство не существует за счёт средств народа? Или это государство не этого народа?!
Зачем обманывать себя, даже кошка, не говоря уже о человеке, не сможет прожить на 400 тысяч сумов в месяц. Либо родители должны «затянуть пояса», либо студент должен работать разнорабочим, отодвинув учебу на второй план.
«Почему вы вцепились в стипендию, разве это имеет значение, ведь студент учится для того, чтобы получать знания, а не стипендию?!», - можно услышать и такое утверждение. Студент – не птица, которая может летать и довольствоваться зернышком, он не бабочка, парящая в воздухе. Студент – человек, который имеет свои повседневные потребности. Он - живой организм, который должен есть, пить, одеваться, спасаться от жары и холода. Это время, когда он находится в процессе физического и умственного роста. Как же ему прожить на 400 тысяч сумов? На вопрос: разве студент учится не для того, чтобы получать знания, а не стипендию? - мы хотим ответить, что студент для получения знаний должен покупать книги, учебные принадлежности, оплачивать проезд, есть, одеваться и, наконец, жить!
Вместо того, чтобы из года в год сокращать обучение за счет бюджета, мы должны подумать о переводе на бюджетное обучение для студентов-отличников, обучающихся по контракту (конечно, если нам нужно будущее нашей страны и нашей нации).
Если система образования будет основана только на деньгах, и государство будет освобождено от своих социальных обязательств, образование смогут получить только дети богатых людей, в этом случае расслоение возрастет, и возникнут социальные кризисы.
99% людей, которые давали свои предложения по новому законопроекту считают, что система выплаты стипендии должна остаться прежней. Если несмотря на это, законопроект все же будет принят, тогда зачем нужно выставлять его на обсуждение? Разве у населения не возрастет доверие к государственным органам и законам, если будет учитываться мнение народа?
Еще одна ремарка. Как вузы могут заключать договора по выплате или же наоборот, невыплате стипендий, когда законопроект всё ещё проходит стадию обсуждения? Ведь мы, согласно Конституции, живём в правовом демократическом обществе?
Карим БАХРИЕВ