В рубрике «Корейский дневник», корреспондент Kun.uz в Южной Корее Элдор Вохидов рассказывает о порядке получения водительских прав в Республике Корея, встречающихся при этом проблемах и путях их решения.
В Южной Корее при получении водительского удостоверения, иностранцы имеют такие же права и обязанности, как и местные. Для этого нужно пройти несколько этапов.
Посещать автошколу необязательно.
Водительские права могут получить граждане от 18 лет, но это очень трудный и сложный процесс. Вместе с тем, если вы успешно прошли испытания, то права вам выдадут за один день.
Для того, чтобы сдать экзамен, вам не обязательно учиться в автошколе. Все, что нужно – это знания, необходимые для сдачи экзамена.
Большинство корейцев предпочитают перед сдачей экзаменов пройти 3-х дневные курсы. Стоят они 700-800 долларов.
Экзамен
Перед экзаменом у кандидата проверяют зрение, и если все нормально – допускают к испытанию.
Экзамен состоит из трех этапов:
1. Теоретический тест (Writing test)
2. Практическое испытание (Driving test)
3. Решающий дорожный тест (Road test)
Каждое испытание оплачивается отдельно и проходит в установленные дни.
Перед сдачей теста необходимо посетить обязательный урок, продолжительностью в 1 час.
В класс вы попадаете предварительно заполнив специальный бланк и зарегистрировав отпечаток своего пальца.
1. Теоретический тест ($7)
За использование мобильного телефона в помещении для тестов предусмотрена уголовная (!) ответственность. Поэтому произвести съемку там не удалось.
Письменный тест можно сдать на корейском, английском, китайском, французском, немецком или японском языках. Выбрав английский язык и прочитав инструкцию до половины, заходим на тест.
Тест состоит из 40 вопросов. Для успешной сдачи необходимо правильно ответить на 60 вопросов из 100.
Вопросы были довольно трудными и состояли из рисунков и видео по теме законодательства и дорожного движения страны нашего пребывания. Экзамен мы ожидаемо провалили, но не без достоинства – 50 баллов.
Возвратившись домой после неудачного теста, я нашел в Интернете варианты тестовых вопросов, аж целых 1000 штук. С ответами. Как выяснилось, их специально разработали и выложили в сеть для всех желающих пройти испытания.
Со второй попытки удача улыбнулась нам – 60 баллов! Синяя печать в бланке, первая победа!
Записавшись в тот же день на следующее испытание «Драйвинг тест», я начал подготовку к практическому экзамену.
2. «Driving test» - практическое испытание на спецплощадке ($15)
Настоящий «челендж» наступает на этом этапе. Тест, который мы «завалили» 6 раз, на первый взгляд прост, но впечатление обманчиво.
Сначала получаем 15-минутный инструктаж, смотрим учебный видеоролик. Самым сложным оказался трехступенчатый практический тест. На площадке для испытаний, надев специальный жилет, нужно пройти примерно 10-минутные практические действия.
В салоне тестового автомобиля установлен небольшой монитор и сигнал тревоги. Все автоматизировано. Если допускаются ошибки – баллы снижаются автоматически. После занятия водительского места, рекомендуют подстроить сидение, зеркало заднего обзора и боковые зеркала. По сигналу инспектора дается старт.
Четыре испытания
Есть 4 упражнения, которые вызывают наибольшие затруднения: возвышенность, чрезвычайная ситуация, парковка и набор скорости.
Часть экзаменуемых отсеялась еще до того, как машина была заведена. Экзамен начинается с включения-выключения фар, стеклоочистителя, переключения рычага коробки передач…
Перед началом движения и остановкой, не следует забывать о световых сигналах.
Чтобы успешно пройти испытание, нужно из максимальных 100 баллов набрать не менее 80. При этом, баллы не набирают, они даются изначально и за каждое нарушение правил - вычитаются. Величина штрафа зависит от степени нарушения.
В автомобиле водитель сидит один. Указания он получает от устройства «автодиспетчер», установленного в салоне. Есть возможность выбора языка. Полностью понять указания на английском языке сложновато, поэтому периодически сверяемся с текстом заданий на мониторе.
1. «Говорил же, не надо сюда заезжать…» - спор на возвышенности
Первое серьезное испытание – заехать на возвышенность, постоять там 3 секунды и продолжить движение. Трудность заключается в том, что для машин с механической коробкой передач пользоваться стояночным тормозом - грозит дисквалификацией, а за откат назад на более чем 50 см при начале движения, снимают баллы. По той причине, что я всего лишь любитель, а не профессионал, мне приходилось после подъема на возвышенность, выключать двигатель. Конечно, баллы при этом вычитались.
2. «Тулбал, тулбал, тулбал» - испытание на скорость при чрезвычайной ситуации
Если вы на площадке – нужно все время быть начеку. В любое время экзаменаторы могут подать сигнал «Тулбал, тулбал, тулбал» - сигнал тревоги. В этом случае необходимо срочно остановить автомобиль (2 секунды) и включить авариный сигнал (3 секунды). Уложитесь – сохраните баллы. Выполняя эти действия за положенное время, я, тем не менее, все время терял по 10 баллов. Оказалось, перед началом движения также нужно было включать «аварийку».
3. «Парковка» – злейший враг экзаменуемого
Дебютанты вроде нас могут и не жаловаться, ведь это испытание трудно и для профессионалов. За 2 минуты в маленьком тупичке нужно припарковаться на стоянке и снова выехать. Наехал на желтую разметку (самое распространенное нарушение) – минус 15 баллов. Именно здесь мне пришлось покинуть экзамен 4 раза!
Один раз я не уложился в отведенное время, другой - наехал на разметку. Даже был составлен план парковки при помощи одного земляка-водителя.
Одной из моих ошибок была невнимательность при задней передаче. Машина, на которой я готовился оказалась староватой и коробка и рычаг переключения передач на тестовом автомобиле были другими. За счет этого я терял время.
4. Набор скорости
Это испытание мне удалось пройти с первого раза. При этом нужно было набрать скорость свыше 20 км/ч, и проехать около 40 метров. На первый взгляд – простое испытание, на самом деле отняло у меня еще 10 баллов. Причина: по собственной невнимательности я сбросил скорость, еще не проехав этих 40 метров.
В общем, показавшаяся мне самой простой вторая часть испытаний оказалась самой сложной. Её я сдавал 7 раз.
Несмотря на еще не сданную заключительную часть испытаний, уже с этими победами в Корее разрешено водить машину целый год. Правда, при условии, что рядом с вами будет находиться водитель с не менее чем двухлетним стажем.
3. «Road test» – решающий тест на дороге ($20)
На этом этапе экзаменуемого не оставляют в одиночку. Как назло, не удалось проследить как выполняют задание другие участники.
Начал движение достаточно уверенно, но выехать на городское шоссе не довелось – пропустил красный сигнал светофора.
Реальное управление автомобилем значительно проще тестов на полигоне. Достаточно следить за сигналами светофоров. Для успеха в экзамене, в конце у вас должно оставаться не менее 70 баллов.
С третьего раза я практически не допустил ошибок, и инспектор проставил в моем экзаменационном листе очередной синий штамп. Вот теперь можно вздохнуть свободно, победа!
На самом деле, можно было и за день…
К сожалению, в тот же день получить водительское удостоверение было не суждено. Я забыл прихватить паспорт. Назавтра я принес паспорт, фотографии и корейскую ID-карту. Специально засёк время по часам: права мне выдали за 6 минут.
Из-за отсутствия опыта в вождении, получение прав затянулось у меня на 2 месяца. Для итогового успеха мне понадобилось 13 попыток в трех «номинациях».
Каждый раз после неудач на экзаменах при подаче повторных заявлений приходилось платить деньги. За два месяца расходы (вместе с проездом) составили 220 долларов.
Действие южнокорейских водительских прав за границей
Документ, полученный мной, является международным и не требует никакой бумажной волокиты еще в 35 странах. Австралия, Великобритания, Канада – в их числе. Срок действия удостоверения – 10 лет.
По некоторым данным, водительские права, полученные в Южной Корее, признаются в 97 странах.
С правами, полученными в Узбекистане, можно ездить в Южной Корее
Для того, чтобы ездить, гражданин Узбекистана должен обменять наши права на их корейский вариант.
Знакомый студент в Корее говорил, что эта процедура занимает всего 3-4 часа.
Желающие получить водительские права в Корее должны серьезно подготовиться: учить тесты с 1000 вопросов, тренироваться на практике.
Если позволяют финансы – можете обучиться в автошколе. Но самый доступный способ – видеокурс с оттачиванием мастерства на безопасной площадке.
Элдор Вохидов
Корреспондент Kun.uz в Южной Корее
P.S. В следующем материале в рубрике «Корейский дневник», корреспондент Kun.uz в Южной Корее расскажет о легальных способах работы для иностранных студентов и о проблемах с изменением виз.